Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.03.2013 N А26-11530/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 статьи 17 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010 N 26/41-813>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. № А26-11530/2012
Резолютивная часть решения объявлена 4 марта 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 7 марта 2013 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Васильевой Л.А.,
судей Е.И.Левичевой, И.С.Цыба,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Михайловой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТехПромСтрой"
к Петрозаводскому городскому Совету
о признании недействующим пункта 1 статьи 17 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010 № 26/41-813
третье лицо: Администрация Петрозаводского городского округа
при участии представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ТехПромСтрой", - Шогина Михаила Игоревича, адвоката по доверенности от 28.12.2012,
ответчика, Петрозаводского городского Совета, - Гришиной Юлии Владимировны, консультанта-юриста юридического отдела по доверенности от 12.03.2012,
третьего лица, Администрации Петрозаводского городского округа, - не явился,
от Прокурора Республики Карелия - Онуфриевой Натальи Александровны, старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТехПромСтрой" (далее - заявитель, общество; ОГРН: 1031000037243, ИНН: 1001147270) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Петрозаводскому городскому Совету (далее - ответчик, Совет; ОГРН 1031000001669) о признании недействующим пункта 1 статьи 17 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением № 26/41-813 от 27.04.2010 Петрозаводского городского Совета 41 сессии XXVI созыва (далее - Правила благоустройства).
В обоснование своей позиции общество указало, что ООО "ТехПромСтрой" является собственником части здания, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Анохина, д. 24, в связи с чем Администрацией Петрозаводского городского округа на основании договора обществу предоставлен в аренду земельный участок, на котором расположено указанное здание; в связи с проведением реконструкции здания, заявитель в порядке субаренды передал право пользования прилегающей территорией под размещение нестационарных торговых объектов. Администрация Петрозаводского городского округа обратилась в арбитражный суд с требованиями о сносе нестационарных торговых объектов, обосновывая свою позицию, в том числе, ссылками на пункт 1 статьи 17 Правил благоустройства, согласно которому установка объектов мелкорозничной торговли (павильонов, киосков, пунктов приема стеклотары и вторсырья и т.п.) осуществляется в местах, определяемых Администрацией Петрозаводского городского округа.
По мнению заявителя, оспариваемое положение Правил благоустройства противоречит Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 381-ФЗ), Правилам включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 (далее - Правила № 772), поскольку названными нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность самостоятельного утверждения Администрацией как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования места размещения нестационарных торговых объектов.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация, ОГРН 1021000538481).
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Республики Карелия.
В отзыве на заявление Совет указал, что в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Названный Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Карелия схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях утвержден Приказом Министерства экономического развития Республики Карелия от 12.01.2011 № 1-А (далее - Порядок). Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений Республики Карелия, определенным в соответствии с уставом муниципального образования. Статьями 14, 19 Устава Петрозаводского городского округа определено, что принятие общеобязательных правил, относящихся к вопросам местного значения, в том числе, утверждение правил благоустройства территории городского округа, относится к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета. По мнению ответчика, в соответствии с оспариваемым положением Правил благоустройства именно Администрация определяет места размещения объектов мелкорозничной торговли.
Администрация в отзыве на заявление поддержала доводы и правовую позицию Совета.
В судебном заседании представитель Общества поддержал требование о признании пункта 1 статьи 17 Правил благоустройства противоречащим Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Правилам включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.
Представитель Совета находит требования Общества необоснованными по основаниям, указанным в отзыве на заявление Общества.
Администрация Петрозаводского городского округа, надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечила; направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации.
В соответствии с правилами части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель Прокурора Республики Карелия возражала против удовлетворения заявления. Указала, что Прокуратурой Республики Карелия на момент издания оспариваемого решения проверялась его законность; противоречий нормам действующего федерального законодательства не было установлено.
Проверив доводы, содержащиеся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе (далее - Правила) утверждены решением Петрозаводского городского Совета от 27 апреля 2010 года № 26/41-813 и опубликованы в "Информационном бюллетене" № 26 от 14.05.2010.
Согласно статье 1 Правила утверждены, разработаны и приняты на основании действующего законодательства Российской Федерации в сфере организации местного самоуправления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, градостроительного, жилищного, водного, земельного и административного права.
Статьей 2 Правил установлено, что они регулируют отношения в области обеспечения надлежащего уровня благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, а также установления единого подхода в решении вопросов содержания территории Петрозаводского городского округа и являются обязательными для исполнения на территории округа.
Статья 4 Правил "Общие требования к обеспечению чистоты и порядка" предусматривает, что организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
Раздел 4 Правил определяет "Правила содержания объектов благоустройства городских территорий".
Пунктом 1 статьи 17 раздела 4 предусмотрено, что установка объектов мелкорозничной торговли (павильонов, киосков, пунктов приема стеклотары и вторсырья и т.п.) осуществляется в местах, определяемых Администрацией Петрозаводского городского округа.
В соответствии с договором № 8639 аренды земельного участка от 09.02.2009, заключенным между Администрацией Петрозаводского городского округа и ООО "ТехПромСтрой", последнему передан в аренду для размещения офисно-торгового центра из земель населенного пункта неделимый земельный участок площадью 1784 кв. м, имеющий кадастровый номер 10:01:0010141:5, расположенный на улице Анохина в городе Петрозаводске.
Общество передало коммерческим организациям в субаренду вышеуказанный участок для размещения нестационарных торговых объектов.
Администрация Петрозаводского городского округа обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТехПромСтрой" об обязании освободить вышеуказанный земельный участок от шести нестационарных торговых объектов (дело № А26-3748/2012). Как указывает Общество, в обоснование заявленного требования Администрация ссылается, в том числе, и на оспариваемые Правила.
По мнению заявителя, рассматриваемая норма, устанавливающая, что Администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, самостоятельно определяет места размещения нестационарных торговых объектов, противоречит Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ, Правилам № 772 и нарушает право заявителя на свободное осуществление предпринимательской деятельности. Кроме того, определение нестационарных торговых объектов, которое использовано в Правилах, не соответствует положениям федерального законодательства.
Положениями статей 1, 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ определены основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Согласно пункту 6 статьи 2 этого Закона под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию.
Деление торговой деятельности на оптовую и розничную тесно связано с конечной целью использования товара, приобретаемого покупателем. Если товар приобретается для использования в предпринимательской деятельности, то имеет место оптовая торговля, если же покупатель совершает покупку в личных целях, то речь идет о рознице. Причем если ассортимент товаров, предлагаемых продавцом к продаже, несложен, то такая торговля квалифицируется как мелкорозничная торговля.
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации "Торговля. Термины и определения" ГОСТ Р 51303-99, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 года № 242-ст, мелкорозничная торговая сеть подразделяется на стационарную и передвижную. К стационарной сети относится продажа товаров через павильоны, киоски, палатки и тому подобное. Передвижная мелкорозничная торговля осуществляется с помощью средств развозной и разносной торговли, в качестве которых выступают торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления. В свою очередь, Письмо Роскомторга от 28 апреля 1994 года № 1-574/38-9 "О понятии мелкорозничной торговли" уточняет, что к мелкорозничной торговле через стационарную и передвижную сеть относится продажа продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортимента.
С учетом вышеизложенного, суд не может согласиться с заявителем о некорректности определения объектов торговли в оспариваемом пункте Правил, поскольку п. 1 ст. 17 Правил как раз и определяет правила установки объектов мелкорозничной торговли.
Статьей 10 Федерального закона № 381-ФЗ установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 названного закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При таком размещении учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Указанными Правилами предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2). Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3). Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 30.01.2012 № 418 на основании Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закона Республики Карелия от 06.07.2010 № 1401-ЗРК "О некоторых вопросах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Карелия", приказа Министерства экономического развития Республики Карелия от 12.01.2011 № 1-А "Об установлении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Карелия схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях", статьи 14 Устава Петрозаводского городского округа Администрацией Петрозаводского городского округа утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа.
Статья 14 Устава Петрозаводского городского округа относит к вопросам местного значения утверждение правил благоустройства территории городского округа.
Статьей 19 Устава Петрозаводского городского округа к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета отнесено принятие общеобязательных правил по вопросам местного значения Петрозаводского городского округа, предусмотренных настоящим Уставом.
В соответствии со статьей 39 Устава Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета.
Таким образом, на Администрацию как на орган местного самоуправления возложено исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа.
В связи с этим нельзя согласиться с доводами заявителя о том, что оспариваемым положением Правил Администрация неправомерно определена в качестве органа, определяющего места установки объектов мелкорозничной торговли.
Как следует из содержания части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Однако заявитель не обосновал нарушение либо возможное нарушение его прав и законных интересов оспариваемым положением пункта 1 статьи 17 Правил.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Поскольку оспариваемые Обществом положения пункта 1 статьи 17 Правил в указанной части не содержат противоречий статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также не нарушают права и законные интересы заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать пункт 1 статьи 17 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010 № 26/41-813, соответствующим статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В удовлетворении заявленного требования обществу с ограниченной ответственностью "ТехПромСтрой" отказать.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТехПромСтрой" (ОГРН: 1031000037243, ИНН: 1001147270) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий судья
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
Е.И.ЛЕВИЧЕВА
И.С.ЦЫБА
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: