Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.02.2013 N А26-9846/2012 <О признании недействующим постановления Правительства Республики Карелия от 09.10.2012 N 306-П "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 30.06.2009 N 125-П">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. № А26-9846/2012

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Левичевой Е.И., судей Гарист С.Н., Цыба И.С.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Буга Н.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Актив-плюс", индивидуального предпринимателя Подкопайло Виктора Васильевича
к Правительству Республики Карелия
о признании Постановления Правительства РК от 09.10.2012 № 306-П недействующим
при участии представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Актив-плюс" - Федичев А.С., представитель по доверенности от 07.11.2012 (т. 1 л.д. 12);
индивидуального предпринимателя Подкопайло В.В. - Гнездилов А.В., представитель по доверенности от 10.12.2012 (т. 2 л.д. 41),
ответчика, Правительства Республики Карелия - Дорохов А.Н., представитель по доверенности от 04.12.2012 (т. 1 л.д. 37); Этингоф К.З., представитель по доверенности от 22.01.2013 (т. 2 л.д. 99);
прокурора Республики Карелия - Онуфриева Н.А., прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Карелия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Актив-плюс", ОГРН 1081001018823, ИНН 1001217030, (далее - заявитель, ООО "Актив-плюс", общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Правительству Республики Карелия, (далее - ответчик, Правительство) о признании Постановления Правительства РК от 09.10.2012 № 306-П недействующим. В порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель Подкопайло Виктор Васильевич, ОГРН 304100229200117, ИНН 100411125506, (далее - второй заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с ходатайством о вступлении в дело в качестве соистца и также обратился с заявлением к Правительству Республики Карелия о признании Постановления Правительства РК от 09.10.2012 № 306-П недействующим. По мнению заявителей, оспариваемое постановление не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582. Заявители считают, что при принятии Постановления № 306-П нарушены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.2012 заявление предпринимателя о вступлении его в дело в качестве соистца удовлетворено, и индивидуальный предприниматель Подкопайло Виктор Васильевич привлечен к участию в деле в качестве соистца (т. 1 л.д. 123-124).
В отзывах на заявление Правительство РК, не признало заявленных требований по тем основаниям, что оспариваемое постановление принято Правительством РК в пределах своей компетенции и с соблюдением установленного порядка, права и законные интересы ООО "Актив-плюс" и индивидуального предпринимателя Подкопайло В.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены. По мнению ответчика, применение повышающего коэффициента не изменяет базовые ставки, определяющие размер арендной платы в зависимости от категории земель и разрешенного использования земельных участков, повышающий коэффициент применяется только в случаях, когда размер арендной платы определен на основе базовой ставки и не применяется в случаях, когда размер арендной платы определен на основе рыночной стоимости права аренды по итогам торгов и кадастровой стоимости земельных участков (т. 1 л.д. 33-36, т. 2 л.д. 19-26).
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Республики Карелия.
В правовой позиции прокуратуры Республики Карелия отражено, что имеются основания для признания недействующим оспариваемого постановления (т. 1 л.д. 146-148).
В судебном заседании представители заявителей поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в письменных пояснениях.
Представитель общества в судебном заседании пояснил, что он настаивает на том, что имеет место нарушение прав и законных интересов общества оспариваемым постановлением, поскольку как собственник объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке не может участвовать в торгах, данный земельный участок не передавался обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, право на предоставление земельного участка в аренду основано на нормах статьи 36 ЗК РФ. Разногласия к договору аренды земельного участка со стороны Администрации не подписаны, новой редакции договора общество не получало.
Представитель предпринимателя в судебном заседании пояснил, что из дословного толкования Постановления № 306-П следует, что на расчет арендной платы при предоставлении земельных участков для строительства при процедуре предварительного согласования размещения объекта исключения, установленные оспариваемым Постановлением, не распространяются. По мнению предпринимателя, действующим законодательством не предусмотрена возможность отзыва оферты (договора аренды № 127 от 29.11.2012) после получения Администрацией акцепта от предпринимателя на иных условиях и отказа Администрации от 23.12.2012 акцептовать в полном объеме полученный от него протокол разногласий от 10.12.2012. Стороны договора аренды обязаны руководствоваться предписанным Постановлениями Правительства Республики Карелия размером арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена, и не вправе применять другой размер арендной платы. Данные ставки применяются ко всем договорам аренды с момента вступления в силу оспариваемого Постановления Правительства РК. Представитель предпринимателя считает, что в силу пункта 7 договора аренды № 130/8 от 26.12.2012 оспариваемое постановление применимо к условиям договора, а, следовательно, Администрацией предложено заключить договор аренды со ставкой 2000% от кадастровой стоимости.
Представители ответчика в судебном заседании заявленных требований не признали, поддержав правовую позицию, отраженную в отзывах на заявление и пояснили, что повышающий коэффициент применяется только в случаях, когда размер арендной платы определен на основе базовой ставки и не применяется в случаях, когда размер арендной платы определен на основе рыночной стоимости права аренды по итогам торгов или на основе кадастровой стоимости земельных участков. Правительством по отношению к базовым ставкам арендной платы, установленным Постановлением № 125-П. Правительством применен интегральный коэффициент, учитывающий динамику изменения стоимости земельных участков с момента принятия Постановления № 125-П до принятия Постановления № 306-П.
Расчет коэффициента осуществлен интегральным методом путем использования одновременно двух моделей массовой оценки: приближения ставки арендной платы к рыночной стоимости и определения динамического коэффициента роста цен на рынке недвижимости. Полученный параметр за счет включения в модель расчета временного фактора является более точным в смысле интеграции характеристик рынка, чем расчет средних цен. Вместо использования коэффициента капитализации, состоящего из суммы трудно измеряемых в условиях отсутствия реальной информации о рыночной стоимости земельных участков, применяется готовый аппарат расчета влияния всей суммы ценообразующих факторов исходя из кадастровой стоимости. По мнению Правительства, расчет, который им произведен, показал, что размер арендной платы, рассчитанный с применением интегрального коэффициента, в 1045 раз превышает расчет арендной платы, произведенный на основе базовых ставок (до принятия Постановления № 306-П). Ответчик считает, что оспариваемым постановлением права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности не нарушаются, поскольку к случаям заключения ими договоров аренды земельных участков оно не применимо.
Представитель прокурора Республики Карелия считает заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв с 08.02.2013 до 14.02.2013.
После перерыва представителями ответчика заявлено ходатайство о назначении комплексной математико-экономической экспертизы, в удовлетворении которой определением суда отказано.
Заслушав представителей сторон, прокурора Республики Карелия, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 12.09.2012 общество с ограниченной ответственностью "Актив-плюс" обратилось в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0060110:125 и 10:20:0060110:128, расположенных по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, с. Деревянное, ул. Заводская, 1, в связи с приобретением в собственность объектов недвижимости (т. 1 л.д. 134)
01.10.2012 Администрация отказала обществу в удовлетворении заявления по тем основаниям, что границы испрашиваемых земельных участков находятся в береговых полосах водных объектов реки Деревянка и озера Онежское (т. 1 л.д. 136).
07.11.2012 общество с ограниченной ответственностью "Актив-плюс" обратилось в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 10:20:0060110:125, на котором находится здание материального склада площадью 453 кв. м, инв. № 428, лит. 1, расположенное по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, с. Деревянное, ул. Заводская, 1 (т. 1 л.д. 16). Данный объект недвижимости принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 10-АБ 468977 от 26.12.2011 (т. 1 л.д. 14).
Постановлением Администрации от 23.11.2012 № 3273 обществу предоставлен в аренду испрашиваемый земельный участок (т. 1 л.д. 137).
Обществом получен проект договора аренды земельного участка от 23.11.2012 № 5617 испрашиваемого земельного участка, годовая арендная плата согласно приложению № 2 к данному договору составляет 1 655 640 руб. 00 коп., ежеквартальная арендная плата составляет 413 910 руб. 00 коп. Расчет арендной платы определяется по формуле: А = С х S х 1000, где
А - годовая арендная плата за использование земельного участка в рублях;
С - базовая ставка арендной платы за использование земельного участка = 9130 руб./кв. м;
S - площадь земельного участка = 567 кв. м (т. 1 л.д. 138-140).
14.12.2012 общество направило в адрес Администрации протокол разногласий к Договору аренды земельного участка без применения коэффициента 1000, установленного оспариваемым постановлением (т. 1 л.д. 142), одновременно обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В 2011 году индивидуальный предприниматель Подкопайло Виктор Васильевич обратился в Администрацию Костомукшского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства продовольственного магазина с предварительным согласованием места размещения объекта.
31.10.2011 администрация предварительно согласовала место размещения объекта на испрашиваемом земельном участке (т. 1 л.д. 62).
Постановлением Администрации от 21.12.2011 № 1145 утверждена схема расположения земельного участка для проектирования и строительства объекта: "Магазин продовольственных товаров" ИП Подкопайло В.В. (т. 1 л.д. 63).
Постановлением Администрации от 25.01.2012 № 32 утвержден акт о выборе земельного участка площадью 1390,00 кв. м (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, район ул. Строителей, д. 1 для проектирования и строительства объекта: "Магазин продовольственных товаров" ИП Подкопайло В.В.; предварительно согласовано сроком на три года с момента регистрации данного постановления место размещения объекта: "Магазин продовольственных товаров" на вышеуказанном земельном участке для проведения проектных работ (т. 1 л.д. 66-69).
По заявке предпринимателя составлен градостроительный план земельного участка, который утвержден постановлением Администрации № 266 от 19.03.2012 (т. 1 л.д. 70); получен кадастровый паспорт земельного участка № 1000/240/12-42019 от 20.09.2012 (т. 1 л.д. 72-75).
Постановлением от 23.11.2012 № 1385 Администрация передала в аренду на условиях договора сроком на 3 года земельный участок площадью 1390 кв. м с кадастровым номером 10:04:0000000:3467 (категория земель - земли населенных пунктов), расположенный по адресу: РК, г. Костомукша, район ул. Строителей, д. 1 для проектирования и строительства объекта: "Магазин продовольственных товаров" ИП Подкопайло Виктору Васильевичу, а также установлен публичный сервитут на земельный участок площадью 469 кв. м для производства ремонтных и эксплуатационных работ на инженерных коммуникациях (т. 1 л.д. 76-77).
В адрес предпринимателя направлен договор аренды земельного участка № 127/8 от 29.11.2012, в пункте 4 которого указана арендная плата в размере 4 244 851 руб. 50 коп. в месяц. Размер арендной платы рассчитывается в соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 № 125-П, с учетом вносимых изменений, утвержденных постановлением Правительства Республики Карелия от 21.04.2009 № 86-П, постановлением Правительства Республики Карелия от 09.10.2012 № 306-П (т. 1 л.д. 78-82).
Расчет годовой арендной платы произведен по формуле:
А = Уд. показ. кад. ст-сти зем. уч. х 1,5% х S х 1000, где
А - арендная плата за использование земельного участка в рублях;
S - площадь земельного участка в квадратных метрах - 1390, 00 кв. м;
Уд. показ. кад. ст-сти зем. уч. - удельный показатель стоимости земельного участка - 2443,0 в руб./кв. м
1000 - повышающий коэффициент на основании постановления Правительства Республики Карелия от 09.10.2012 № 306-П "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 30.06.2009 № 125-П".
А = 2443,08 х 1,5% х 1390 х 1000 = 50 938 218 руб. 00 коп. в год, соответственно в месяц 4 244 851 руб. 50 коп.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Карелия о признании недействующим постановления Правительства Республики Карелия от 09.10.2012 № 306-П.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
В соответствии с положениями статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое постановление № 306-П является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отнесено к актам государственного регулирования платы (цены) за пользование землей, поэтому применительно к названной норме рассмотрение дела о признании его недействующим относится к компетенции арбитражных судов.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 10034/11.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд соглашается с доводом ответчика и данный факт не оспаривается заявителями, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Правительства Республики Карелия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что арендодателями (Администрациями Костомукшского городского округа и Прионежского муниципального района Республики Карелия) направлены заявителям проекты договоров аренды испрашиваемых земельных участков, в которых в расчете годовой арендной платы указан повышающий коэффициент - 1000 на основании постановления Правительства Республики Карелия от 09.10.2012 № 306-П "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 30.06.2009 № 125-П" (т.1 л.д. 78-83, 138-140). Заявителями составлены протоколы разногласий к данным договорам в части расчета арендной платы без учета повышающего коэффициента (т. 1 л.д. 120-121, 142).
Суд не принимает доводы представителей ответчика о том, что Администрациями Костомукшского городского округа и Прионежского муниципального района Республики Карелия направлены в адрес заявителей договоры аренды земельных участков в новой редакции без повышающего коэффициента, поскольку к данным арендаторам оспариваемое постановление не применяется, а, следовательно, отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителей оспариваемым постановлением по следующим основаниям.
Порядок определения арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Представитель общества в судебном заседании пояснил, что договора аренды земельного участка в новой редакции от Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия общество не получало, протокол разногласий от 14.12.2012 к договору аренды земельного участка со стороны Администрации не подписан. Нарушение его прав и законных интересов имеется, так как оспариваемое постановление подлежит применению, согласно условиям договора.
Представитель предпринимателя в судебном заседании пояснил, что оспариваемое постановление подлежит обязательному применению при заключении договора аренды земельного участка в соответствии с его условиями об изменении арендной платы в одностороннем порядке. Кроме того, договор аренды земельного участка от 23.12.2012 № 130/8 не может быть заключен, так как согласно статье 436 ГК РФ полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта. Предпринимателем получен договор аренды земельного участка от 29.11.2012 № 127/8, составлен протокол разногласий (т. 1 л.д. 120-121), с которым Администрация согласилась частично (т. 2 л.д. 87-88). Возникшие разногласия на стадии заключения договора, подлежат рассмотрению в суде, поскольку предприниматель настаивает на своей редакции договора. Предприниматель считает, что договор аренды от 26.12.2012 в отношении того же предмета не может считаться новой офертой, поскольку такие действия Администрации направлены на затягивание процедуры заключения договора и являются злоупотреблением правом с ее стороны, что является нарушением статьи 10 ГК РФ.
Как следует из пункта 7 договора аренды земельного участка от 29.11.2012 № 127/8 между Администрацией Костомукшского городского округа и предпринимателем Подкопайло В.В. изменение арендной платы производится при изменении действующего законодательства, в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Республики Карелия, публикуемыми в установленном порядке, но не чаще одного раза в год (т. 1 л.д. 79).
Аналогичная норма содержится и в п. 2.6. договора аренды земельного участка от 23.11.2012 № 5617 между Администрацией Прионежского муниципального района и ООО "Актив-плюс" (т. 1 л.д. 138).
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление № 582) предусматривает возможность изменения арендной платы в период действия договора аренды и установления периодичности такого изменения (пункт 8), у субъекта Российской Федерации имеется полномочие на установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Статья 3 Закона № 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 № 12404/09 по делу № А58-2302/2008.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Кодекса размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 № 125-П "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление № 125-П) утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение). Постановление было опубликовано в газете "Карелия" № 80 от 24.07.2008 и вступило в силу с 01.08.2008.
В Положении определена формула для расчета годовой арендной платы за использование земельных участков (подпункт "в" пункта 2 Положения) А = С x S x Кс. д. (так указано в тексте опубликованного постановления),
где: А - арендная плата за использование земельного участка в рублях;
S - площадь земельного участка в квадратных метрах;
С - базовая ставка арендной платы за использование земельного участка, установленная в приложениях № 1 и № 2 к настоящему Положению в зависимости от категории арендатора и вида использования земель;
Кс.д. - коэффициент сферы деятельности арендатора земельного участка.
Конкретный размер коэффициента устанавливается органами местного самоуправления, уполномоченными распоряжаться земельными участками, единым для каждого вида деятельности арендатора в пределах, указанных в приложении № 3 к настоящему Положению.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 09.10.2012 № 306-П внесены изменения в Постановление № 125-П и дополнено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 9 следующего содержания: при предоставлении арендаторам земельных участков (за исключением указанных в пунктах 2, 4.3, 4.4 приложения № 1 и пункте 3 приложения № 2) без проведения торгов на право заключения договоров аренды земельных участков к годовому размеру арендной платы применяется повышающий коэффициент размером 1000.
Повышающий коэффициент не распространяется на правоотношения, возникающие из договоров аренды земельных участков, размер арендной платы по которым установлен по результатам торгов на право заключения договоров аренды земельных участков (т. 1 л.д. 13).
Суд считает, что Правительством Республики Карелия при принятии оспариваемого постановления не учтены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Основанные на названных принципах, предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установленные постановлением № 582 должны являться ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Суд не принимает довод представителей ответчика о том, что в обоснование соблюдения принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемого постановления по отношению к базовым ставкам арендной платы, установленным Постановлением № 125-П, был применен интегральный коэффициент, учитывающий динамику изменения стоимости земельных участков с момента принятия Постановления № 125-П до принятия Постановления № 306-П по следующим основаниям.
Как пояснили представители Правительства РК в судебном заседании, расчет коэффициента осуществлен интегральным методом путем использования одновременно двух моделей массовой оценки: приближения ставки арендной платы к рыночной стоимости и определения динамического коэффициента роста цен на рынке недвижимости. Полученный параметр за счет включения в модель расчета временного фактора является более точным в смысле интеграции характеристик рынка, чем расчет средних цен. Вместо использования коэффициента капитализации, состоящего из суммы трудно измеряемых в условиях отсутствия реальной информации о рыночной стоимости земельных участков, применяется готовый аппарат расчета влияния всей суммы ценообразующих факторов исходя из кадастровой стоимости.
Из документов, представленных ответчиком в обоснование правомерности установления оспариваемым постановлением интегрального коэффициента, усматривается, что Правительство Республики Карелия разработало формулу, которая была применена для расчета указанного коэффициента.
Как указало Правительство Республики Карелия в письменных объяснениях, а также подтверждено представителями Правительства РК в ходе судебного разбирательства, расчет интегрального коэффициента был произведен ответчиком на основании следующих документов и сведений:
- сведения о кадастровой стоимости земельных участков на 2003 год (результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные распоряжением Правительства Республики Карелия от 10.02.2003 № 32р-П (в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.04.2006 № 119р-П) (Собрание законодательства Республики Карелия № 2, 2003 год, ст. 168; № 4 (II часть) 2006 год, ст. 484);
- сведения о кадастровой стоимости земельных участков на 2012 год (результаты государственной кадастровой оценки земель Республики Карелия, проведенной в соответствии с Государственным контрактом № 169Д от 25.12.2009, заключенным между Росреестром и ФГУП "ФКЦ "Земля" (субподрядчик ООО "Консалтинговая группа "Эксперт"), представленные Правительству Республики Карелия письмом Управления Росреестра по Республике Карелия от 11.04.2012 № 2145);
- сведения об уровне инфляции (информация Центрального банка Российской Федерации, источник - официальный Интернет-сайт Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru);
- приложение № 1 и № 2 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 № 125-П "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (Собрание законодательства Республики Карелия, № 6 (Часть II), июнь, 2008 год).
Правительством Республики Карелия интегральный коэффициент рассчитан по формуле:
К = (С/А) х (D х I),
где:
К - интегральный коэффициент по муниципальному образованию;
С - средний УПКС (2008) по Республике Карелия - среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости по муниципальному образованию, рассчитанное с учетом кадастровой стоимости и площади всех земельных участков;
А - базовая ставка арендной платы, установленная в приложениях № 1 и № 2 к Постановлению № 125-П, руб./кв. м;
D - коэффициент динамики рынка недвижимости по Республике Карелия;
I - коэффициент инфляции.
При этом показатель С - среднее значение УПКС (2008) (на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных распоряжением Правительства Республики Карелия от 10.02.2003 № 32р-П) рассчитано путем вычисления среднего арифметического средних значений УПКС в разрезе муниципальных образований: сумма УПКС муниципальных образований / 17 (количество муниципальных образований) = 7,27 руб./кв. м.
Показатель А применен Правительством РК равным базовым ставкам арендной платы за земельные участки, расположенные в сельской местности и предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства (пункт 2 приложения № 2 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 № 125-П).
Показатель D - коэффициент динамики рынка недвижимости (по каждому муниципальному образованию) рассчитан путем деления среднего УПКС (2012) на средний УПКС (2008). Расчет коэффициента динамики рынка недвижимости (по Республике Карелия) произведен путем вычисления среднего арифметического от коэффициента динамики рынка недвижимости (по каждому муниципальному образованию). Согласно расчетам Правительства РК, коэффициент динамики рынка недвижимости по Республике Карелия равен 31 (без учета уровня инфляции), а коэффициент динамики рынка недвижимости (с учетом уровня инфляции - 1,47 за период с 2008 года по сентябрь 2012 года) равен 31 х 1,47 = 46.
Как указало Правительство РК, значение интегрального коэффициента по Республике Карелия получено путем вычисления медианного значения всех показателей интегральных коэффициентов по муниципальным образованиям.
Между сторонами по настоящему делу не имеется спора по кадастровой стоимости земельных участков, определенной по результатам кадастровой оценки в 2008 и 2012 годах, коэффициенту динамики рынка недвижимости и коэффициенту инфляции.
Однако суд считает неправомерным и экономически необоснованным произведенный ответчиком расчет, метод данного расчета и порядок использования составляющих формулы при исчислении результата.
Как видно из приведенного ответчиком расчета, в формуле К = (С/А) х (D х I) при расчете интегрального показателя К в разрезе районов Республики Карелия величина показателей С, D и I принята равной усредненным значениям данных показателей по Республике Карелия, в то время как величина показателя А принята равной базовым ставкам арендной платы за земельные участки, расположенные в сельской местности и предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства применительно к каждому муниципальному образованию Республики Карелия. Таким образом, ответчик соединил и применил в формуле несопоставимые показатели. Соответственно, полученные в результате такого расчета показатели интегрального коэффициента К в разрезе районов не соответствуют показателям средних УПКС (2008) и коэффициентам динамики рынка недвижимости в разрезе районов.
Кроме того, приложениями № 1 и № 2 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 № 125-П, установлены базовые ставки арендной платы за земельные участки, расположенные соответственно вне населенных пунктов и в границах населенных пунктов. При этом дифференциация ставок арендной платы произведена в зависимости от целевого назначения предоставляемых земельных участков.
Однако Правительство Республики Карелия при расчете интегрального коэффициента использовало показатель А, равный базовым ставкам арендной платы за земельные участки, расположенные в сельской местности и предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства (пункт 2 приложения № 2 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 № 125-П) (в разрезе районов). Иные ставки арендной платы (в зависимости от целевого назначения земельных участков и их расположения в сельской местности либо в границах населенных пунктов) в расчете интегрального коэффициента не использовались и, соответственно, нельзя признать, что данный интегральный коэффициент в отношении земельных участков с иным целевым назначением был рассчитан экономически обоснованно.
Таким образом, следует признать, что Правительством Республики Карелия был нарушен принцип экономической обоснованности, установленный Постановлением № 582, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Суд не может согласиться с позицией ответчика о порядке определения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, среднего коэффициента динамики рынка недвижимости и его применения для всех районов Республики Карелия, а также о применении в расчете интегрального коэффициента в отношении всех категорий земельных участков показателя А, равного базовым ставкам арендной платы за земельные участки, расположенные в сельской местности и предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства. Суд не принимает довод представителей ответчика о том, что среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости рассчитано по земельным участкам 2 группы (земельные участки, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства), так как они составляют 51% от общего количества земельных участков. Судом установлено, что при расчете интегрального коэффициента в отношении всех категорий земельных участков показателя А ответчиком принята базовая ставка арендной платы на земельные участки 2 группы, расположенные в сельской местности, которые по этим же данным (информации заместителя Главы Республики Карелия - министра экономического развития Республики Карелия к проекту постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 30 июня 2008 года № 125-П"), составляют только 37% от общего количества земельных участков.
В судебном заседании суд проверил значения интегрального коэффициента по конкретным районам и пришел к выводу о несоответствии этих цифровых показателей исходя из тех значений составляющих величин, которые использованы в формуле.
Таким образом, суд считает, что оспариваемое постановление не соответствует принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы.
Заявителям было предложено заключить договоры аренды земельных участков по ставкам, превышающим предельные ставки арендной платы, установленными в Постановлении № 582.
Суд считает, что постановлением № 306-П нарушен принцип предсказуемости и учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, поскольку для предпринимателя Подкопайло В.В. на период проектирования и строительства в течение трех лет установлен льготный размер арендной платы в связи с социально значимым видом деятельности, с учетом введенного оспариваемым постановлением коэффициента 1000 размер арендной платы составляет 4 244 851 руб. 50 коп. в месяц, то после строительства магазина стоимость арендной платы будет составлять более 42 000 000 руб. в месяц.
Кроме того, суд учитывает экспертное заключение по результатам проведения правовой экспертизы на постановление Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 № 125-П "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Карелия от 20.01.2009 № 7-п, от 21.04.2009 № 86-П, от 09.10.2012 № 306-П) Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия от 07.12.2012 № 15015. По заключению правовой экспертизы пункт 9 Постановления Правительства от 30.06.2008 № 125-П не отвечает принципу экономической обоснованности, закрепленному Основными принципами, поскольку предусматривает применение повышающего коэффициента при предоставлении в аренду одного и того же земельного участка в зависимости от порядка его предоставления, выявлены нормы, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
С учетом изложенного, суд считает заявления общества с ограниченной ответственностью "Актив-плюс" и индивидуального предпринимателя Подкопайло В.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать Постановление Правительства Республики Карелия от 09.10.2012 № 306-П "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 30.06.2009 № 125-П" не соответствующим нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и недействующим полностью.
2. Взыскать с Правительства Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Актив-плюс" судебные расходы в сумме 2 000 руб., в пользу индивидуального предпринимателя Подкопайло Виктора Васильевича судебные расходы в сумме 200 руб. 00 коп.
3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Председательствующий судья
Е.И.ЛЕВИЧЕВА

Судья
С.Н.ГАРИСТ

Судья
И.С.ЦЫБА


------------------------------------------------------------------