Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2013 N А26-10105/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.5 Положения о предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением XXV сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района от 02.04.2009 N 13>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. № А26-10105/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Гарист С.Н., судей Васильевой Л.А., Левичевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоспецстрой"
к Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Совету Прионежского муниципального района
о признании недействующим пункта 1.5 Положения о предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, от 02.04.2009 № 13,
с участием Прокурора Республики Карелия
Третьи лица - Карпин Виктор Сергеевич, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, Фильков Василий Валерьевич
при участии представителей:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Автоспецстрой", - Фильков В.В., представитель по доверенности от 03.09.2012;
от ответчиков, Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Совета Прионежского муниципального района - Клюшкина Е.В., главный специалист юридического отдела по доверенностям от 01.09.2011 и от 17.12.2012;
от Прокурора Республики Карелия - Онуфриева Н.А., старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
от третьего лица, Карпина Виктора Сергеевича, - Карпин В.С. (личность удостоверена по паспорту);
от третьего лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, - Кочиев А.А., начальник отдела правового обеспечения и анализа по доверенности от 11.02.2013; Отчиева Ю.П., ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и анализа по доверенности от 11.02.2013;
от третьего лица, Филькова Василия Валерьевича, - Фильков В.В. (личность удостоверена по паспорту),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Автоспецстрой" (далее - ООО "Автоспецстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Совету Прионежского муниципального района (далее - ответчики, Администрация, Совет) о признании недействующим нормативного правового акта в части пункта 1.5 Положения о предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, от 02.04.2009 № 13 (далее - Положение).
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 19 ноября 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Карпин Виктор Сергеевич и Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Управление).
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Республики Карелия.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 06 декабря 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, привлечен Фильков В.В., а также в качестве второго ответчика привлечен Совет Прионежского муниципального района.
Представитель общества поддержал заявленные требования к ответчикам, указал, что пункт 1.5 Положения, которым предусмотрено предоставление земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов не соответствует пункту 11 статьи 1, статьям 15, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпункту 8 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции", статье 8 Конституции Российской Федерации.
Представитель ответчиков, возражая против удовлетворения заявления, ссылается на статью 4 АПК РФ и статьи 11 и 13 ГК РФ, считает, что в судебном порядке осуществляется защита только нарушенных или оспоренных гражданских прав, а само название статьи 34 ЗК РФ "Предоставление земельных участков гражданам, для целей не связанных со строительством" говорит само за себя.
Представители Управления поддержали правовую позицию, изложенную в отзыве от 03.12.2012 № 05-15/3867 и дополнении к отзыву от 12.02.2013, при этом указали, что Положение о предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусматривает процедуры и критериев предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, при обращении нескольких заинтересованных лиц. Таким образом, пункт 1.5 Положения противоречит поименованным в пункте 1 статьи 34 ЗК РФ принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и может нарушать часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Карпин В.С. поддержал позицию Администрации и Совета.
Фильков В.В. поддержал позицию заявителя, кроме того, считает, что нарушены его права, предусмотренные статьей 19 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", где отказ от проведения торгов является закреплением административного порядка предоставления права.
Представитель Прокурора Республики Карелия указала, что Прокуратурой Прионежского района в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 3 ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьи 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" вышеуказанное Положение было проверено на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и действующему федеральному законодательству в 2011 году. В Положении были выявлены нормы, противоречащие действующему законодательству, а также коррупциогенные факторы. 15.12.2011 года председателю Совета Прионежского муниципального района прокуратурой района принесен протест, который удовлетворен. Решением Совета Прионежского муниципального района от 09.02.2012 года № 6 в Положение внесены соответствующие изменения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, Арбитражный суд Республики Карелия приходит к следующему.
20.06.2012 года ООО "Автоспецстрой" обратилось к Главе администрации Прионежского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью ориентировочно 3500 кв. м, расположенного в Прионежском муниципальном районе м. Хутор с. Деревянное, кадастровый квартал 10:20:0064702, для рекреации.
Письмом от 28.08.2012 № 9915/1-16 Администрация Прионежского муниципального района сообщила об отказе в предоставлении в собственность, указав, что земельный участок расположен в границах земельного участка, ранее испрошенного гражданином для рекреационных целей.
Данный отказ является в настоящее время предметом обжалования в рамках дела А26-8313/2012. В предварительном судебном заседании по делу № А26-8313/2012 представитель администрации, не соглашаясь с заявлением ООО "Автоспецстрой", сослался на то, что обжалуемое решение об отказе принято в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1.5 Положения о предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением XXV сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района от 02.04.2009 № 13.
Считая пункт 1.5 Положения о предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением XXV сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района от 02.04.2009 № 13 нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением XXV сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района от 02.04.2009 № 13 утверждено Положение о предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством. Указанный акт опубликован в газете "Прионежье" № 15 (8861) от 24.04.2009.
Пунктом 1.5 Положения предусмотрено, что предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется без проведения торгов в соответствии с нормами предоставления, установленными законодательством Республики Карелия.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 названного Закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Пунктом 13 статьи 21 Устава муниципального образования "Прионежский муниципальный район Республики Карелия" предусмотрено, что в его исключительной компетенции находится, в частности, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Прионежского муниципального района.
Следовательно, Положение принято Советом Прионежского муниципального района в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством.
Часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ определяет, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 34 ЗК РФ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со статьей 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявления должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи.
Представитель общества указал, что действующим законодательством не определен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, и, по его мнению, положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации по аналогии закона распространяются и на юридических лиц. Считает, что оспариваемый пункт Положения нарушает один из основных принципов сочетания интересов общества и граждан, закрепленный пунктом 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (через проведение торгов), позволяющий обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления конкретного земельного участка конкретному лицу.
То есть, фактически просит признать пункт 1.5 нормативного акта не соответствующим законодательству только на том основании, что он по аналогии не регулирует порядок предоставления земельных участков через проведение торгов и юридическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого нормативного акта недействующим необходимо наличие одновременно двух условий, указанных в названных нормах: нормативный акт должен не соответствовать закону или иным нормативным актам и нарушать права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на них какие-либо обязанности или создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку пункт 1.5 Положения регулирует гражданско-правовые отношения Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия и граждан, то он никак не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд считает, что в данном случае общество обратилось в суд с заявлением в защиту публичных интересов.
Однако перечень лиц, наделенных полномочиями по оспариванию нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, указан в статьях 52 и 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленного ООО "Автоспецстрой" требования следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Автоспецстрой" отказать.
Признать пункт 1.5 Положения о предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением XXV сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района от 02.04.2009 № 13, соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Председательствующий судья
С.Н.ГАРИСТ

Судья
Л.А.ВАСИЛЬЕВА

Судья
Е.И.ЛЕВИЧЕВА


------------------------------------------------------------------