Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2013 N А26-10434/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.12.2010 N 291 "О государственном регулировании индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. № А26-10434/2012
Резолютивная часть решения объявлена 7 февраля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Левичевой Е.И.,
судей Л.А.Васильевой, С.Н.Гарист,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Буга Н.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Тесла" к Государственному комитету Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов о признании частично недействующим постановления № 291 от 30 декабря 2010 года, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (структурное подразделение Трансэнерго филиала - Октябрьской дирекции по энергообеспечению), открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (филиал - "Карелэнерго") при участии представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Тесла", - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства,
ответчика, Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, - Ропотихина О.О., представитель по доверенности от 09.01.13 (л.д. 102); Карева Е.А., представитель по доверенности от 09.01.13 (л.д. 103);
от третьих лиц, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (структурное подразделение Трансэнерго филиала - Октябрьской дирекции по энергообеспечению) - не явился, надлежащим образом извещен; открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (филиал - "Карелэнерго") - Буренкова К.А., представитель по доверенности от 01.02.13; Сополева Е.В., представитель по доверенности от 01.02.13, Прокурора Республики Карелия - Онуфриева Н.А., старший прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Республики Карелия, полномочия подтверждены служебным удостоверением,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Тесла", ОГРН 109784097820, ИНН 7811433696, место нахождения: 192174, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 197 (далее - заявитель, общество, ООО "СК "Тесла"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов (далее - ответчик, Комитет) о признании частично недействующим постановления № 291 от 30 декабря 2010 года. По мнению заявителя, оспариваемое постановление в части установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год между ООО "СК "Тесла" и филиалом ОАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" и между заявителем и структурным подразделением Трансэнерго - филиалом ОАО "РЖД" принято необоснованно, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 04.09.10 № 177-П Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов преобразован в Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам. В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел замену ответчика в порядке процессуального правопреемства на Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
В отзыве на заявление ответчик, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, заявленных требований не признал, считает, что постановление принято с учетом действующего законодательства и не нарушает экономические интересы заявителя (л.д. 34-36).
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.11.12 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (структурное подразделение Трансэнерго филиала - Октябрьской дирекции по энергообеспечению), открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (филиал - "Карелэнерго").
Отзыва на заявление третье лицо, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), не представило.
В отзыве на заявление третье лицо, открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада"), считает заявление необоснованным. Ввиду отсутствия доводов и доказательств того, что оспариваемый тариф не обеспечивает экономические интересы заявителя и получение необходимой валовой выручки, отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя в удовлетворении заявленных требований просит суд отказать (л.д. 54-57).
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил Прокурор Республики Карелия.
В судебное заседание заявитель и третье лицо, открытое акционерное общество "Российские железные дороги", не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем дело рассмотрено в порядке частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
В судебном заседании представители ответчика заявленных требований не признали по тем основаниям, что отсутствует нарушение прав и экономических интересов заявителя, поскольку на основании документов, представленных заявителем, при формировании необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на содержание электрических сетей ООО "СК "Тесла" на 2012 год решением протокола заседания правления Комитета от 19.10.11 № 152 учтены выпадающие доходы за 2011 год (ожидаемые за 10 месяцев 2011-го) от покупки электрической энергии в целях компенсации потерь в сетях заявителя в сумме 23942,6 тыс. руб.
Представитель третьего лица, ОАО "МРСК Северо-Запада", в судебном заседании считает заявление необоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Прокурор в судебном заседании считает, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству, в удовлетворении заявления просит отказать.
Заслушав представителей ответчика, третьего лица, прокурора, изучив материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, постановлением от 30.12.10 № 291 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия согласно приложению. Тарифы действуют с 01.01.11. В приложении установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между обществом и филиалом ОАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго", в том числе по двухставочному тарифу ставка на содержание электрических сетей - 289036,64 руб./МВА в месяц, ставка на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - 60,27 руб./МВт.ч, по одноставочному тарифу - 628,13 руб./МВт.ч; между обществом и структурным подразделением Трансэнерго - филиалом ОАО "РЖД" Октябрьской дирекции по энергообеспечению, в том числе по двухставочному тарифу ставка на содержание электрических сетей - 289036,64 руб./МВА в месяц, ставка на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - 60,27 руб./МВт.ч, по одноставочному тарифу - 471,93 руб./МВт.ч.
Постановление опубликовано в газете "Карелия" № 3 от 20.01.11.
Заявитель не согласился с постановлением в части установления тарифов для ООО "СК "Тесла" и обжаловал его в этой части в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.03 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике) общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе:
соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.
Из части 2 статьи 20 данного Закона следует, что в электроэнергетике применяется такой метод государственного регулирования и контроля, как государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами, и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.
Статьей 23 Закона об электроэнергетике установлены основные принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Согласно пункту 1 названной статьи государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике). Должен достигаться баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала (пункт 3 статьи 23 закона).
Судом установлено, что оспариваемое постановление принято комитетом в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2, расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Судом установлено, что основным видом деятельности заявителя является оказание услуг по передаче электрической энергии по линиям электропередачи и другим электросетевым объектам смежным электросетевым организациям.
Суд не принимает довод заявителя о том, что установленные для заявителя тарифы рассчитаны с нарушением методических указаний, как не нашедшие подтверждения в судебном заседании.
Выводы экспертной группы, изложенные в заключении от 01.11.10, соответствуют предоставленным к расчетам документам (л.д. 76-88), иных доказательств заявителем суду не представлено.
В заявлении отсутствуют ссылки на название какого-либо нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения.
Суд лишен возможности уточнить содержание заявленного требования с учетом систематической неявки представителей заявителя как в предварительное судебное заседание, так и на рассмотрение дела в судебном разбирательстве.
Судом учтены положения пункта 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 № 109 (далее - Основы ценообразования), позволяющих регулируемым организациям компенсировать убытки в последующем периоде регулирования.
Если организация, осуществляющая регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующим органом при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств), что предусмотрено пунктом 10 Основ ценообразования, в связи с чем заявитель не лишен права на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими расходы, не учтенные при установлении тарифов, но связанные с оказанием услуг по передаче электрической энергии, с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов.
Заявителем не опровергнут довод ответчика о том, что решением протокола заседания правления комитета от 19.10.11 № 152 учтены выпадающие доходы за 2011 год (ожидаемые за 10 месяцев 2011 года) от покупки электрической энергии в целях компенсации потерь в сетях ООО "СК "Тесла" в сумме 23942,6 тыс. руб. (л.д. 46-50). Разница в стоимости потерь, учтенных при регулировании тарифов на 2011 год, и ожидаемой стоимостью потерь за этот период для заявителя учтена комитетом при регулировании тарифов на 2012 год.
Таким образом, заявителем не представлено суду доказательств нарушения постановлением в оспариваемой части его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей или создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного суд считает заявление общества необоснованным.
Постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.12.10 № 291 "О государственном регулировании индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия" в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 26.03.03 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.04 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Судебные расходы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. Признать постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.12.10 № 291 "О государственном регулировании индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия" соответствующим Федеральному закону от 26.03.03 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.04 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Тесла" отказать.
2. Судебные расходы отнести на заявителя.
3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий судья
Е.И.ЛЕВИЧЕВА
Судьи
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
С.Н.ГАРИСТ
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: