Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2013 N А26-6698/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 09.12.2010 N 255 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" ">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 января 2013 г. № А26-6698/2012

Резолютивная часть решения объявлена
28 января 2013 года.
Полный текст решения изготовлен
29 января 2013 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Левичевой Е.И.,
судей Гарист С.Н., Подкопаева А.В. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Буга Н.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам о признании недействующим постановления от 09.12.10 № 255 при участии представителей:
заявителя, закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" - Мамич И.С., представитель по доверенности от 23.07.12 (т. 1 л.д. 56), ответчика, Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам - Ропотихина О.О., представитель по доверенности от 09.01.13; Атарщикова Т.М., представитель по доверенности от 09.01.13; Прокурора Республики Карелия - Онуфриева Н.А., старший прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Карелия, полномочия подтверждены служебным удостоверением,

установил:

закрытое акционерное общество "Карелтеплоэнерго", место нахождения: 185013, Республика Карелия, ул. Пограничная, 21, ОГРН 1101001008481, ИНН 1001013646 (далее - заявитель, ЗАО "Карелтеплоэнерго", общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам, место нахождения: 185003, г. Петрозаводск, ул. Мерецкова, 8а, ОГРН 1021000541781, ИНН 1001034050 (далее - ответчик, Комитет) о признании недействующим постановления от 09.12.10 № 255 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" (территория оказания услуг - Лахденпохское городское поселение)". По мнению заявителя, Комитетом утверждены экономически не обоснованные тарифы, неправомерно снижены экономически обоснованные расходы заявителя, чем нарушены права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности. Кроме того, заявитель считает, что ответчик нарушил процедуру установления тарифов.
В отзыве на заявление ответчик не признал заявленных требований по тем основаниям, что утвержденный тариф на тепловую энергию и на горячую воду в оспариваемом постановлении соответствует предложению теплоснабжающей организации. Поскольку общество с 01.12.10 фактически уже оказывало услуги теплоснабжения и поставляло тепловую энергию потребителям, экспертная группа Комитета в кратчайшие сроки рассмотрела представленные документы и 09.12.10 приняла оспариваемое постановление. Общество было ознакомлено с заключением экспертной группы за день до заседания правления, общество не заявляло каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения вопроса в связи с отсутствием заключения экспертной группы и проекта постановления, невозможностью представить свои возражения по заключению. Вопросы величины утвержденного тарифа на правлении не поднимались (т. 1, л.д. 51-55).
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил Прокурор Республики Карелия.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в письменных пояснениях, и пояснил суду, что не извещался о проведении заседания правления Комитета, с заключением экспертной группы Комитета заблаговременно не ознакомлен, в связи с чем на заседании правления не мог представить возражения. Оспаривание нормативного правового акта вызвано последующим обращением в суд с иском о взыскании убытков, возникших в связи с установлением экономически не обоснованного тарифа.
Представители ответчика в судебном заседании заявленных требований не признали по основаниям, изложенным в отзыве.
Прокурор в судебном заседании пояснил суду, что считает заявление необоснованным.
Заслушав представителей сторон и прокурора, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
25.11.10 ЗАО "Карелтеплоэнерго" обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2011 год на уровне ранее действовавших на территории Лахденпохского городского поселения, расчет тарифа выполнен в размере 1775,42 руб./Гкал без учета НДС (т. 1 л.д. 18). Заявителем представлен пакет необходимых документов для рассмотрения данного заявления (т. 1 л.д. 69-156).
Принимая во внимание, что с 01.12.10 ЗАО "Карелтеплоэнерго" уже фактически оказывало услуги теплоснабжения и поставляло энергию потребителям, экспертная группа Комитета по ценам и тарифам в кратчайшие сроки рассмотрела представленные документы и подготовила заключение от 07.12.10 (т. 1 л.д. 23-25, приложения т. 1 л.д. 26-38).
На заседании правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, состоявшемся 09.12.2010, рассмотрен вопрос об утверждении тарифа на тепловую энергию и горячую воду ЗАО "Карелтеплоэнерго", территория оказания услуг - Лахденпохское городское поселение (протокол заседания правления от 09.12.10 № 211) (т. 1 л.д. 15-17).
По результатам заседания принято постановление от 09.12.10 № 255 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" (территория оказания услуг - Лахденпохское городское поселение) (т. 1 л.д. 13-14), которое опубликовано в газете "Карелия" № 135 от 14.12.10. Данным постановлением для заявителя установлен тариф на тепловую энергию в размере 1775,42 руб./Гкал без НДС.
Общество не согласилось с постановлением и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оспариваемым постановлением утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом, без указания конкретных потребителей; он рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Суд считает, что оспариваемое постановление относится к числу нормативных правовых актов и настоящий спор следует рассматривать по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.95 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ, действующий в редакции на дату принятия оспариваемого постановления).
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных, уровней (часть 1 статьи 2 Закона № 41-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона № 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвердившим Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила № 109) и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), приказом ФСТ России от 08.04.05 № 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.04 № 20-э/2 (далее - Методические указания), и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Как предусмотрено пунктом 15 Основ ценообразования, при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
В данном случае Комитетом применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В отношении ЗАО "Карелтеплоэнерго" государственное регулирование тарифов на тепловую энергию ранее не осуществлялось.
Судом установлено, что процедура утверждения обществу тарифов начата Комитетом в связи с передачей этой организации объектов осуществления регулируемой деятельности с 01.12.10; при этом заявка от общества на утверждение тарифов поступила 25.11.10 (т. 1 л.д. 18); тарифное дело открыто 25.11.10, заключение экспертной группы подготовлено 07.12.10 (т. 1 л.д. 23-25); постановление № 255 принято 09.12.10 (т. 1 л.д. 13-14).
Экспертной группой Комитета проведена экспертиза по определению экономически обоснованных составляющих, формирующих тариф на тепловую энергию, отпускаемую обществом потребителям, расположенным на территории Лахденпохского городского поселения Республики Карелия.
На основании этого заключения протоколом заседания правления Комитета от 09.12.10 № 211 предложено утвердить тариф с 15.12.10 на тепловую энергию, отпускаемую обществом, в размере 1775 руб. 42 коп. за 1 Гкал. без учета НДС (т. 1 л.д. 15-17). Указанный тариф утвержден постановлением от 09.12.10 № 255 (т. 1 л.д. 13-14).
Суд не принимает довод заявителя о нарушении Комитетом процедуры принятия решения об утверждении тарифов по следующим основаниям.
По мнению суда, довод представителя общества в судебном заседании об отсутствии извещения о проведении заседания правления регулирующего органа опровергается фактическими обстоятельствами дела. Согласно протоколу заседания правления Комитета от 09.12.10 в нем принимали участие представители общества (Леонов Н.В. - генеральный директор, Климова Е.Л. - заместитель генерального директора по экономике и финансам, Подгорнова Ю.В. - начальник планово-экономического отдела), которые ходатайств об отложении рассмотрения вопроса в связи с неподготовленностью к участию в заседании, невозможностью представить свои возражения по заключению либо в связи с необходимостью представления дополнительных пояснений по включению при расчете тарифов дополнительных расходов не заявляли, замечаний относительно величины утверждаемых тарифов или входящих в них статей затрат не изложили. Суд считает, что в случае отсутствия извещения общества уполномоченные лица отсутствовали бы в данном заседании. Довод представителя заявителя о том, что генеральный директор общества Леонов Н.В. извещен по телефону лично председателем Комитета Мяки А.Э., не принимается судом как не нашедший подтверждения в судебном заседании.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, насколько это нарушение повлияло на возможность общества обосновывать размер расходов и соответственно тарифов. Кроме того, общество не представило документы, влияющие на выводы по размеру расходов.
Суд считает, что тарифы, утвержденные оспариваемым постановлением, являются экономически обоснованными.
В соответствии с пунктом 15 раздела IV Методических указаний тарифы на тепловую энергию рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и расчетного объема производства продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Согласно подпункту 8 пункта 10 Правил № 109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Комитету такие расчеты общества и обосновывающие их документы не представлены.
Согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации необходимая валовая выручка - это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Исходя из положений Основ ценообразования, необходимая валовая выручка организации определяется с учетом нормативов расходов.
На основании пункта 19 раздела IV Методических указаний регулирующие органы при установлении тарифов принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически не обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 109 истребование у организации, осуществляющей регулируемую деятельность, дополнительных материалов является правом регулирующего органа, используемым в целях установления экономически обоснованного тарифа.
Поскольку обществом в Комитет не представлены документы, расчеты и обоснования, подтверждающие необходимость включения в необходимую валовую выручку расходов, Комитет, не отказывая в их включении, размер этих расходов определил самостоятельно на основании тех сведений, которые у него имелись по данным прошлых периодов (объем выработки тепловой энергии; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования котельных и тепловых сетей), а также исходя из плановых нормативов (расход топлива, электроэнергии) и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Суд считает, что расходы приняты Комитетом в соответствии с экспертным заключением, основанным на положениях пункта 5.1 Правил № 109, пунктах 22, 36 Основ ценообразования, а также Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем РФ от 12.08.03 (МДК4-05.2004).
По мнению суда, экономическая обоснованность тарифов подтверждена Комитетом в экспертном заключении, заявитель не представил доказательств, опровергающих выводы данного заключения.
Суд учитывает, что, не соглашаясь с правомерностью снижения Комитетом расходов, общество не оспаривает обоснованность увеличения регулирующим органом других расходов, которые заявлены обществом в меньшем размере.
Положениями пункта 10 Основ ценообразования предусмотрено, что, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Как установлено судом, на последующий расчетный период регулирования общество не обращалось в Комитет о несении им не учтенных при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе спорных расходов.
Поскольку тариф установлен регулирующим органом в размере, заявленном обществом, последний с учетом положений статьи 193 АПК РФ должен доказать, что нормативным актом нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Такие доказательства-в материалах дела отсутствуют. Суд учитывает, что общество использовало утвержденные Комитетом тарифы в расчетах за тепловую энергию до момента прекращения этой деятельности. Рассмотрение настоящего дела инициировано заявителем после принятия судом решения о признании его банкротом и открытии конкурсного производства (дело № А26-1102/2012).
Порядок установления регулируемых тарифов на тепловую энергию определен Правилами № 109, нарушение которого с учетом изложенных обстоятельств не может быть признано существенным и влекущим отмену нормативного акта.
С учетом изложенного, суд считает заявление общества необоснованным, в его удовлетворении суд заявителю отказывает.
Судебные расходы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Признать постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 09.12.10 № 255 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" (территория оказания услуг - Лахденпохское городское поселение) соответствующим Федеральному закону от 14.04.95 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 № 109. В удовлетворении заявленного требования отказать.
2. Судебные расходы отнести на заявителя.
3. Решение вступает в законную силу немедленно.
4. Решение Может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу- в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Председательствующий судья
Е.И.ЛЕВИЧЕВА

Судьи
С.Н.ГАРИСТ
А.В.ПОДКОПАЕВ


------------------------------------------------------------------