Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.01.2013 N А26-6693/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13.12.2010 N 256 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" ">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 января 2013 г. № А26-6693/2012

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Подкопаева А.В.,
судей Васильевой Л.А., Левичевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лютко О.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам о признании недействующим постановления № 256 от 13 декабря 2010 года "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" (территория оказания услуг - Медвежьегорское, Пиндушское, Повенецкое городские поселения)",
при участии представителей:
заявителя, закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго", - не явился,
ответчика, Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, - Ропотихиной О.О. (доверенность от 09.01.2013), Атарщиковой Т.М. (доверенность от 09.01.2013) -

установил:

закрытое акционерное общество "Карелтеплоэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - ответчик, комитет) о признании недействующим постановления № 256 от 13 декабря 2010 года "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" (территория оказания услуг - Медвежьегорское, Пиндушское, Повенецкое городские поселения)".
В отзыве на заявление ответчик не согласен с заявленными требованиями. Указывает, что утвержденный тариф соответствует предложению общества, права общества при принятии оспариваемого постановления нарушены не были. Представленные для установления тарифа документы общества были подвергнуты экспертной оценке, расчет тарифа произведен в соответствии с нормами действующего законодательства в области регулирования тарифов. Просит в удовлетворении требований отказать.
Общество о дне и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела по существу в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Представители ответчика в судебном заседании предъявленные требования не признали, дали пояснения, аналогичные изложенному в отзыве на заявление.
Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
Судом установлено, что 25 ноября 2010 года общество обратилось в комитет с письмом, в котором указало, что между администрацией муниципального образования "Медвежьегорское городское поселение" и обществом заключен договор аренды муниципального имущества систем коммунальной инфраструктуры, предназначенных для осуществления деятельности по теплоснабжению, данные договоры вступают в силу с 1 декабря 2010 года. Общество просит комитет распространить действие тарифа на тепловую энергию, утвержденного для данной теплоснабжающей организации ранее действовавшего на территории указанного муниципального образования. На основании заявления общества комитетом открыто тарифное дело 29 ноября 2010 года, заключение экспертной группы подготовлено 7 декабря 2010 года.
13 декабря 2010 года комитетом вынесено постановление № 256 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" (территория оказания услуг - Медвежьегорское, Пиндушское, Повенецкое городские поселения)", согласно которому обществу установлены тарифы: 1) с 15 декабря 2010 года на тепловую энергию без НДС для бюджетных потребителей - 2018,07 руб., для иных потребителей - 2018,07 руб.; 2) с 15 декабря 2010 года тариф на горячую воду в размере 133,28 руб./куб. м без НДС.
Данное постановление общество просит признать недействующим. Суд считает, что оснований для признания оспариваемого постановления недействующим не имеется.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации в 2010 году определялись Федеральным законом № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ), который утратил силу с 1 января 2011 года (статья 2 Федерального закона № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"), а также Федеральным законом № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ).
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в вышеуказанных законах, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии со статьей 4 Закона № 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие.
Согласно статье 3 Закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Поскольку в отношении общества государственное регулирование тарифов на тепловую энергию ранее не осуществлялось, то при установлении тарифа для общества комитетом был применен метод экономически обоснованных затрат.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации тарифы на тепловую энергию рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и расчетного объема производства продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, необходимая валовая выручка - это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Исходя из положений Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, необходимая валовая выручка организации определяется с учетом нормативов расходов.
На основании пункта 19 Методических указаний регулирующие органы при установлении тарифов принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
При расчете тарифа комитетом объемные показатели вырабатываемой, покупаемой и отпускаемой тепловой энергии утверждены в том объеме, какой был заявлен обществом (т. 1 л.д. 36).
Статьи предполагаемых затрат общества комитетом утверждены в тех суммах, которые заявлены обществом: покупная тепловая энергия, топливо, транспортные расходы, электроэнергия, оплата труда, расходы на энергосбережение.
Комитетом частично изменены предполагаемые затраты общества. Так, комитетом уменьшены затраты общества:
- на водоснабжение с 1928100 рублей до 1053000 рублей;
- на страховые взносы с 3526900 рублей до 3506000;
- на арендную плату с 8100000 рублей до 8099900 рублей;
- на цеховые расходы с 6414000 до 5983400 рублей;
- общехозяйственные расходы с 10333100 рублей до 7470300 рублей.
- исключены затраты на прочие расходы в размере 3118700 рублей.
Комитетом увеличены затраты общества:
- на расходы по содержанию и эксплуатации оборудования с 8417100 рублей до 10642200 рублей;
- включены в затраты расходы на капитальный ремонт в размере 3382700 рублей (эти затраты обществом не заявлялись).
Комитетом увеличена прибыль общества с 1300000 рублей до 3000000 рублей.
Итоговый тариф на тепловую энергию утвержден комитетом в той сумме, которая заявлена обществом - 2018 рублей 07 копеек за 1 Гкал.
Представленные комитетом в суд копии документов общества (данные документы общество представило на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Медвежьегорском районе) не содержат расчетов, обосновывающих предложение общества по статьям "Цеховые расходы", "Общехозяйственные расходы", и прочим затратам.
Представленные материалы, документы, расчеты, подтверждающие необходимость включения прочих расходов: платы за предельно допустимые выбросы, расходов на служебные командировки, расходов на обучение персонала, расходов на страхование не были представлены, и следовательно, не могли быть самостоятельно рассчитаны комитетом и включены в состав тарифа.
Ранее общество не оказывало услуги по теплоснабжению. В этом случае, если общество понесло фактические расходы, не заявленные на государственное регулирование тарифов, оно имело право на компенсацию выпадающих расходов. В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств). Однако общество не воспользовалось таким правом, более того, прекратило деятельность по теплоснабжению в мае 2011 года, до истечения срока действия установленного тарифа.
Поскольку тариф установлен регулирующим органом в размере, заявленном обществом, то общество с учетом положений статьи 193 АПК РФ должно доказать, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таких доказательств в материалах дела не имеется. Кроме того, на протяжении длительного времени общество использовало установленные тарифы в расчетах за тепловую энергию и за горячее водоснабжение. Возбуждение производства по настоящему делу инициировано обществом только после возбуждения в отношении него процедуры банкротства.
Кроме того, представленные обществом документы (том 3, том 4) не содержат доказательств того, что общество понесло убытки в результате принятия комитетом оспариваемого постановления.
Общество указывает также, что комитетом нарушена процедура установления тарифа, поскольку общество заблаговременно (за 10 дней) не извещено о проведении заседания правления регулирующего органа, а также своевременно не ознакомлено с материалами тарифного дела.
Порядок установления регулируемых тарифов на тепловую энергию определен Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 109 от 24 февраля 2004 года.
В соответствии с пунктом 18 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Однако обществом не представлено доказательств того, как это нарушение повлияло на возможность общества обосновывать размер расходов и, соответственно, тарифов. Согласно протоколу заседания правления комитета от 13 декабря 2010 года, в нем принимали участие представители общества (Леонов Н.В., Климова Е.Л., Подгорнова Е.В.), которые замечаний относительно величины утверждаемых тарифов или входящих в них статей затрат не изложили. Первое заседание правления комитета, как следует из протокола, состоялось 9 декабря 2010 года, и было отложено по инициативе общества. На заседании правления комитета 13 декабря 2010 года представители общества ходатайств об отложении рассмотрения вопроса в связи с невозможностью представить свои возражения по заключению либо в связи с необходимостью представления дополнительных пояснений по включению при расчете тарифов дополнительных расходов не заявляли. Не указывали представители общества также о том, что они незнакомы с материалами тарифного дела, и по этим основаниям просят отложить рассмотрение вопроса об установлении тарифов.
В связи с этим нарушение комитетом установленных пунктом 18 Правил № 109 сроков уведомления общества о дате заседания правления, с учетом изложенных обстоятельств, не может быть признано существенным и влекущим отмену нормативного правового акта.
Общество также указывает, что в нарушение действующего законодательства действие утвержденных для общества тарифов распространено на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2010 года, что является нарушением пункта 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Однако, оспариваемый нормативный акт не содержит ссылки на распространение действия тарифов на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2010 года. Протокол заседания Правления комитета, на котором принято такое решение, не подлежит признанию недействительным либо недействующим.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Признать постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 256 от 13 декабря 2010 года "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" (территория оказания услуг - Медвежьегорское, Пиндушское, Повенецкое городские поселения)" соответствующим Федеральному закону № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 109 от 26 февраля 2004 года. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя, закрытое акционерное общество "Карелтеплоэнерго".
3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Председательствующий
А.В.ПОДКОПАЕВ

Судьи
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
Е.И.ЛЕВИЧЕВА


------------------------------------------------------------------