Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2013 N А26-1093/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.11.2012 N 237 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская теплоснабжающая компания" ">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. № А26-1093/2013

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего Подкопаева А.В.,
судей Александрович Е.О., Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская теплоснабжающая компания"
к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам
о признании недействующим постановления № 237 от 30 ноября 2012 года,
третье лицо - МУП "Теплосети Костомукшского городского округа",
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская теплоснабжающая компания", - Анастасюка В.Ю. (доверенность от 26.12.2012), Гришан Л.В. (доверенность от 24.05.2013),
ответчика, Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, - Барской Т.Н. (доверенность от 09.01.2013), Буловой Л.Н. (доверенность от 09.01.2013),
третьего лица, МУП "Теплосети Костомукшского городского округа", - Алексеева С.В. (доверенность от 12.03.2013),
прокуратуры Республики Карелия - Онуфриевой Н.А., старшего помощника отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Карелия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Костомукшская теплоснабжающая компания" (далее - общество, ООО "КТК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - ответчик, комитет) о признании недействующим постановления № 237 от 30 ноября 2012 года.
В отзыве на заявление комитет не согласен с заявленными требованиями, указывает, что оспариваемое постановление соответствует требованиям федерального законодательства, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица, МУП "Теплосети Костомукшского городского округа", заявил ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено.
В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования, дал пояснения, аналогичные изложенному в заявлении.
Представитель комитета в судебном заседании предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель третьего лица в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Прокурор в судебном заседании пояснила суду, что оспариваемое постановление соответствует требованиям федерального законодательства, не нарушает прав и законных интересов общества, считает заявление необоснованным.
Заслушав представителей заявителя, ответчика, третьего лица и прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с договором № 34887-дог от 24 августа 2012 года, общество с 1 января 2013 года арендует у ОАО "Карельский окатыш" магистральную тепловую сеть центральной котельной протяженностью 10128 метров, расположенную по адресу: Республика Карелия, город Костомукша, промплощадка ГОКа.
Согласно договору № 34947-дог от 1 января 2013 года, заключенному между ОАО "Карельский окатыш" и обществом, ОАО "Карельский окатыш" обязуется поставлять обществу тепловую энергию в горячей воде в количестве, согласованном сторонами в приложении к договору.
11 сентября 2012 года в комитет поступили документы на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию общества, с предложением установить тариф на тепловую энергию на 2013 год в размере 2419,08 руб./Гкал.
Постановлением комитета № 237 от 30 ноября 2012 года "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская теплоснабжающая компания" обществу установлены тарифы на тепловую энергию: с 1 января по 30 июня 2013 года - в размере 1736,65 руб. за 1 Гкал, с 1 июля 2013 года - 1938,32 руб. за 1 Гкал.
Суд считает, что данное постановление соответствует требованиям федерального законодательства, не нарушает прав и интересов общества.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
На территории Костомукшского городского округа теплоснабжающими организациями являются: ОАО "Карельский окатыш", ООО "Костомукшская теплоснабжающая компания" и МУП "Теплосети Костомукшского городского округа".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил для организаций, в отношении которых государственное регулирование ранее не осуществлялось, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи материалов.
Общество представило в комитет документы на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию 11 сентября 2012 года с предложением установить тариф на тепловую энергию на 2013 год в размере 2419,08 руб./Гкал.
Комитет в соответствии с пунктом 16 Правил провел экспертизу предложения об установлении тарифа, по результатам которой комитет откорректировал расходы общества. Так, общество в расходы включило покупную тепловую энергию исходя из стоимости 2211,21 руб./Гкал. Комитет уменьшил данную статью расходов общества до 1822,61 руб./Гкал. Суд считает правомерным данное уменьшение статьи расходов. В соответствии с постановлением комитета от 30 ноября 2012 года № 236 "О тарифах на тепловую энергию открытого акционерного общества "Карельский окатыш" (территория оказания услуг - Костомукшский городской округ) для ОАО "Карельский окатыш" установлен тариф на тепловую энергию, для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии: с 1 января по 30 июня 2013 года - в размере 1660,57 руб./Гкал, с 1 июля 2013 года - в размере 1843,23 руб./Гкал. Расходы общества по статье "покупная тепловая энергия" правомерно рассчитаны комитетом исходя из среднего тарифа ОАО "Карельский окатыш" 1751,9 руб./Гкал. Кроме того, комитетом исключена из расчета тарифа общества плата за передачу тепловой энергии по сетям МУП "Теплосети Костомукшского городского округа", так как у общества отсутствует договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии с МУП "Теплосети Костомукшского городского округа" и отсутствуют договоры с потребителями, подключенными к тепловым сетям МУП "Теплосети Костомукшского городского округа".
В соответствии с пунктом 15 Основ при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. Комитетом в отношении общества применен метод экономически обоснованных расходов.
Общество указывает, что комитетом при установлении тарифа нарушены требования части 4 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении", в соответствии с которой теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Однако, как следует из материалов дела и пояснений представителей общества и третьего лица, договор между обществом и МУП "Теплосети Костомукшского городского округа" на передачу (транзит) тепловой энергии до настоящего времени не заключен. Доказательств заключения договоров на поставку тепловой энергии потребителям, подключенным к тепловым сетям МУП "Теплосети Костомукшского городского округа", также не представлено. Таким образом, исключение комитетом из предложенного обществом тарифа расходов на транзит городских сетей является обоснованным, так как данные расходы обществом не доказаны и на день рассмотрения дела нет доказательств несения данных расходов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Основ, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Таким образом, расходы общества на транзит тепловой энергии, не учтенные комитетом при установлении оспариваемого тарифа, при их документальном подтверждении должны быть учтены при установлении тарифов на следующий регулируемый период.
Общество указывает также, что комитетом при установлении тарифа нарушены требования части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Общество указывает, что комитетом установлен закрытый перечень лиц - покупателей тепловой энергии, которым общество имеет право продавать тепловую энергию, что ограничивает право общества на свободу договора и ведет к убыточной деятельности общества.
Суд считает, что нарушения требований Федерального закона "О защите конкуренции" при установлении тарифа со стороны комитета не имело места. Оспариваемым постановлением не установлен круг лиц, которым общество имеет право продавать тепловую энергию.
В протоколе заседания правления комитета от 30 ноября 2012 года отражено, что расчет тарифа на тепловую энергию для общества выполнен экспертной группой комитета с учетом покупки тепловой энергии у ОАО "Карельский окатыш" и реализации МУП "Теплосети Костомукшского городского округа", и прочим потребителям, ранее покупавшим тепловую энергию у ОАО "Карельский окатыш": ОАО "РЖД", БУ РК "Аэропорт Петрозаводск", ОАО "КСК". Таким образом, для установления тарифа методом экономически обоснованных расходов комитету необходимо было обоснование объемных показателей отпуска тепловой энергии. Перечисление в протоколе вышеуказанных потребителей с целью обоснования объемных показателей продажи тепловой энергии не противоречит требованиям федерального законодательства в области теплоснабжения, а также не нарушает требований Федерального закона "О защите конкуренции".
Кроме того, представитель общества в судебном заседании пояснил, что обществом заключены договоры на поставку тепловой энергии с конечными потребителями, в том числе с теми потребителями, которые раньше покупали тепловую энергию у МУП "Теплосети Костомукшского городского округа", из чего суд делает вывод о том, что комитетом не устанавливалось ограничения права на свободу договора.
Таким образом, суд считает, оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает препятствий для осуществления данной деятельности, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судебные расходы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Признать постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 237 от 30 ноября 2012 года "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская теплоснабжающая компания" соответствующим Федеральному закону "О теплоснабжении", Федеральному закону "О защите конкуренции", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 109 от 26 февраля 2004 года. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Судебные расходы отнести на заявителя, общество с ограниченной ответственностью "Костомукшская теплоснабжающая компания".
3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Председательствующий
А.В.ПОДКОПАЕВ

Судья Е.О.АЛЕКСАНДРОВИЧ
Судья Л.А.ВАСИЛЬЕВА


------------------------------------------------------------------