Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2013 N А26-1834/2011 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 17.12.2010 N 270 "О тарифе на услуги водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Виссон">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. № А26-1834/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2013 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе:
председательствующей судьи Александрович Е.О.,
судей Гарист С.Н., Цыба И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Махницкой О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виссон"
к государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам
о признании недействующим постановления № 270 от 17.12.2010,
третье лицо - закрытое акционерное общество "Картонная фабрика "Суоярви",
при участии представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Виссон", - Клюкина А.Б.
(доверенность от 18.03.2013), Наркевич Ю.М. (доверенность от 18.03.2013),
ответчика, государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, - ведущего специалиста отдела регулирования тарифов Новожиловой И.А. (доверенность от 09.01.2013),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Виссон" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - ответчик, Госкомитет) о признании недействующим постановления № 270 от 17.12.2010 "О тарифе на услуги водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Виссон".
Суд приобщил к материалам дела поступившие до начала судебного заседания от заявителя - письменные пояснения и дополнительные документы, от ответчика - письменные пояснения по заявлению, а также представленные в судебном заседании из материалов тарифного дела разногласия к проекту постановления от 17.12.2010.
Третье лицо, закрытое акционерное общество "Картонная фабрика "Суоярви" (далее - третье лицо, ЗАО "КФ Суоярви"), надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, что в соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела без его участия.
В судебном заседании представители Общества заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях, сослались на несоответствие оспариваемого нормативного акта Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) и постановлению Правительства Российской Федерации № 520 от 14.07.2008 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление № 520). По мнению заявителя, ответчиком при установлении тарифа неправомерно изменены объемы водоотведения по всем группам потребителей, неправомерно уменьшены экономически обоснованные расходы заявителя, в тариф на водоотведение неправомерно включен тариф на очистку сточных вод, установленный для ЗАО "КФ Суоярви". Уменьшение ответчиком заявленного тарифа и включение в него тарифа на очистку сточных вод привело к нарушению прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель Комитета в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях, пояснила, что в представленном Обществом на государственное регулирование тарифа на водоотведение пакете документов отсутствовали подробные расчеты и документы, подтверждающие предложенные объемные показатели водоотведения, статьи расходов. Включение в тариф на водоотведение тарифа на очистку сточных вод обусловлено тем, что принимаемые от населения г. Суоярви сточные воды передаются Обществом на очистные сооружения, следовательно, предоставление услуги по водоотведению невозможно без очистки принимаемых сточных вод, осуществляемой иным лицом. Кроме того, по мнению ответчика, права и законные интересы заявителя не нарушены, не доказана причинно-следственная связь между установлением тарифа и убытками Общества. По процедуре принятия оспариваемого постановления представитель Комитета пояснила, что после поступления от Общества заявления об установлении тарифа ему было направлено письмо о необходимости представления полного пакета документов, предусмотренного законом, после чего заявитель представил дополнительные документы. В день заседания Правления Общество через канцелярию представило разногласия к проекту постановления, которые были рассмотрены, какие-либо дополнительные документы к нему приложены не были. Общество было ознакомлено с заключением экспертной группы за день до заседания Правления, его представители присутствовали на заседании Правления, ходатайство об отложении рассмотрения вопроса в связи с невозможностью представить свои возражения по заключению либо в связи с необходимостью представления дополнительных документов по включению расходов представителями не заявлялось.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
20.10.2010 ООО "Виссон" обратилось в Комитет с заявлением (том 1 лист 105) о рассмотрении разработанного тарифа на услуги по приему и транспортировке сточных вод города Суоярви на 2011 год в размере 68 руб. 41 коп.
К заявлению об установлении тарифа Обществом были приложены документы согласно описи (том 1 листы 101-104), в числе которых: справка о численности населения, проживающего в жилищном фонде и пользующегося услугами ООО "Виссон", выданная ООО "Управдом"; производственная программа ООО "Суоярвский водоканал" на 2011 год; анализ объемов водоотведения за 2009 год и 9 месяцев 2010 года ООО "Приграничный водоканал"; обоснование и расчет плановых объемных показателей водоотведения на 2011 год; плановые объемы водоотведения на 2011 год; плановый расчет объема водоотведения в отношении населения, от собственной деятельности Общества на 2011 год, и др.
Письмом от 21.10.2010 № ТА-11/2463 (том 1 лист 100) Комитет предложил Обществу в срок до 27.10.2010 представить документы в строгом соответствии с Постановлением № 520 и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 № 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса" (далее - Приказ № 101).
В ответ на указанное письмо Общество по описи (том 1 лист 70) представило в Комитет документы для замены в тарифном деле.
После получения второго пакета документов Госкомитет открыл дело об установлении тарифа на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Виссон", о чем Обществу направлено извещение от 26.10.2010.
Экспертной группой Комитета по материалам тарифного дела был подготовлен расчет тарифа, в результате экспертной оценки показатели в производственной программе и финансовые потребности в разрезе статей расходов, связанных с оказанием услуг водоотведения, откорректированы. На основании результатов экспертной оценки Комитетом подготовлен проект постановления, который письмом от 14.12.2010 направлен в адрес ООО "Виссон" вместе с материалами для расчета тарифа на услуги водоотведения (том 4 листы 1-4).
17.12.2010 Общество представило разногласия к проекту постановления об установлении тарифа, в которых выразило несогласие с предложенными экспертной группой Комитета изменениями.
На заседании Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, состоявшемся 17.12.2010, в присутствии представителей Общества рассмотрен вопрос об установлении тарифа на водоотведение для ООО "Виссон" в Суоярвском городском поселении (протокол заседания Правления № 228 - том 1 листы 11-14).
По результатам заседания принято постановление от 17.12.2010 № 270 "О тарифе на услуги водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Виссон", которым для заявителя установлен и введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011 тариф на услуги водоотведения в размере 23 руб. 48 коп. за 1 куб. м.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованием о признании его недействующим.
Суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 № 232-П, ответчик наделен полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоотведение и очистку сточных вод, установлены Законом № 210-ФЗ, Постановлением № 520.
В силу пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 520 от 15.09.2009, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на водоотведение.
В соответствии со статьей 3 Закона № 210-ФЗ достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, является одним из общих принципов регулирования тарифов и надбавок.
То есть тариф не может быть как заниженным, чтобы организация коммунального комплекса не работала себе в убыток, а имела прибыль, и не может быть сильно завышенным, чтобы от завышенного тарифа не пострадали конечные потребители.
Согласно части 1 статьи 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Пунктом 16 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 520 от 14.07.2008, предусмотрено, что орган регулирования осуществляет анализ финансовых потребностей для реализации производственной программы и проверку правильности расчета предлагаемых тарифов.
В основу расчета тарифов всех организаций коммунального комплекса положен принцип определения фиксированных экономически обоснованных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам для установления тарифа ООО "Виссон" на услуги водоотведения на период с 01.01.2011 по 31.12.2011 провел экспертизу обоснованности проекта производственной программы по водоотведению, в том числе обоснование прогнозируемого объема услуг водоотведения, и расчет финансовых потребностей, необходимых для осуществления регулируемой деятельности.
По расчету, предложенному Обществом, объем плановых показателей водоотведения составил 516,99 тыс. куб. м, в том числе: население - 302,59 тыс. куб. м, юридические лица - 143,61 тыс. куб. м, собственные нужды - 0,58 тыс. куб. м (в соответствии с расчетом от собственной деятельности предприятия), потери в сетях (13% от потерь в сетях водоснабжения) - 70,2 тыс. куб. м (из производственной программы ООО "Суоярвский водоканал"). В обоснование приведенных данных Общество указывает, что объем приема сточных вод от населения рассчитан исходя из нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Администрации Суоярвского городского поселения № 151 от 28.08.2009 и полученными сведениями от ООО "Управляющая компания "Управдом" о количестве граждан, проживающих в жилищном фонде по степеням благоустройства; объем приема сточных вод по юридическим лицам основан на фактических величинах за 2009 год и 8 месяцев 2010 года, представленных ООО "Приграничный водоканал" на основании показаний приборов учета (акты принятия к регистрации и опломбировки приборов учета на сетях холодного водоснабжения представлены в материалы дела).
Рассмотрев указанные документы и материалы тарифного дела, суд пришел к выводу, что заявителем на регулирование не представлен подробный расчет объемных показателей водоотведения, а приведенные Обществом данные не подтверждены надлежащими доказательствами, в связи с чем Комитет правомерно откорректировал заявленный объем.
При определении объемов сточных вод, принятых от потребителей г. Суоярви и переданных на очистные сооружения ЗАО "КФ Суоярви", экспертная группа использовала данные предыдущей организации, оказывавшей услуги по очистке сточных вод (ОАО "Кондопога"); количество поступающих на очистку сточных вод определено по расходомеру, установленному на очистных сооружениях; прибор учета исправен; сведения о поверке представлены. Анализ фактических объемов оказываемых услуг ОАО "Кондопога" показал ежегодное снижение объемов, в связи с чем Госкомитет принял на регулируемый период объем хозяйственно-бытовых сточных вод на уровне 2009 года. Согласно имеющимся в распоряжении Госкомитета копиям ежемесячных актов снятия показаний прибора учета объем сточных вод составил 640,7 тыс. куб. м. Данный объем соответствует данным, принятым Комитетом при установлении тарифа на очистку сточных вод для ЗАО "КФ Суоярви" (пункт 2.2 протокола заседания Правления Госкомитета от 30.09.2010 № 81 - том 3 листы 128-129). В этот объем сточные воды от деятельности ЗАО "КФ Суоярви" не входят.
Действующим законодательством не предусмотрено право включения в баланс водоотведения потерь воды из водопроводных сетей (как совокупность всех видов технологических потерь, естественной убыли, утечек и хищений воды при ее транспортировании, хранении и распределении), в связи с чем заявленная по данному показателю сумма (70,2) подлежит исключению при формировании тарифа.
Согласно Методическим рекомендациям по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 № 101, расчет объемов водоотведения бюджетных и прочих потребителей необходимо выполнять с учетом объемов, указанных в договоре с ресурсоснабжающей организацией, или при наличии приборов учета на основе показаний водоизмерительной аппаратуры за ряд лет.
На момент проведения экспертизы ООО "Виссон" не были заключены с потребителями договоры, предварительные договоры, протоколы о намерениях, в которых бы указывался предполагаемый объем услуг водоотведения. Представленная Обществом информация по данным ООО "Приграничный водоканал" представлена в виде справки, документально не подтверждена, доказательства соответствия приведенных в ней показателей приборам учета воды в материалы дела не представлены. Из материалов дела видно, что представленные Обществом при рассмотрении дела с письменными пояснениями акты опломбирования счетчиков на регулирование не представлялись, кроме того, сам по себе факт опломбировки счетчиков не подтверждает объем указанных услуг.
ООО "Приграничный водоканал", ранее оказывавшее услуги по водоотведению на территории Суоярвского городского поселения, не подвергалось процедуре регулирования тарифов в Госкомитете, сведения о фактически оказанных объемах услуг, а также информацию о степени оснащенности приборами учета потребителей за ряд лет (период работы предприятия) не представляло. По указанной причине проверить приведенную Обществом информацию не представляется возможным.
Поскольку планируемые ООО "Виссон" объемные показатели услуг водоотведения бюджетных и прочих потребителей не имели расчетного и документального обоснования, Госкомитет правомерно принял на регулируемый период объемы водоотведения бюджетных организаций и прочих абонентов в соответствии с заключенными договорами с ООО "Приграничный водоканал". При этом объемы водоотведения следующих абонентов, учтенных ООО "Виссон" по статье прочие потребители, Госкомитет отнес к категории "жилой фонд": ТСЖ "Магистраль" - 4012,8 куб. м (годовой объем услуг по договору с ООО "Приграничный водоканал"), ТСЖ "Надежда" - 4320 куб. м.
Как правомерно отмечено Госкомитетом, в представленном на регулирование расчете объема сточных вод от населения Общество использовало недействующие нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в приложении № 2 к решению XIII Суоярвского районного Совета местного самоуправления II созыва от 24.11.2000 (лист 71-72 тарифного дела, том 2 листы 62-63).
В письменных пояснениях от 24.05.2013 Общество указало недостоверную информацию о том, что расчет производился исходя из нормативов, установленных Постановлением Администрации Суоярвского городского поселения № 151 от 28.08.2009. Самостоятельно использовать указанный норматив потребления услуг, установленный в зависимости от количества водоразборных устройств и этажности домов, для расчета объемов невозможно, поскольку Общество не представило необходимые доказательства о количестве многоквартирных домов разной этажности определенной степени благоустройства и численности населения, проживающего в этих домах.
Кроме того, Обществом не представлены документы, подтверждающие количество населения, которому на территории поселения оказываются услуги водоотведения. Имеющаяся в материалах тарифного дела справка ООО УК "Управдом" (том 2 лист 29) о численности населения (2585 чел.) имеет только подпись паспортиста, не скреплена печатью организации, доказательства того, что данная организация ведет учет зарегистрированных граждан и вправе выдавать такие справки, а справка подписана уполномоченным лицом, в материалы тарифного дела и при рассмотрении спора не представлены. Доказательства того, что в справке ООО УК "Управдом" указана достоверная информация об общем количестве проживающих на территории Суоярвского городского поселения граждан, которым предоставляются услуги водоотведения, от заявителя не поступали. Справка содержит только сведения о количестве граждан, проживающих в домах разной степени благоустроенности, сведения о видах приборов, количестве этажей в многоквартирных домах (что необходимо для определения норматива потребления холодного и горячего водоснабжения) отсутствуют. Довод Общества о том, что ООО УК "Управдом" единственная управляющая организация, действующая на территории г. Суоярви и ведущая учет жителей, опровергается представленным в тарифное дело протоколом намерений от 22.10.2010 (том 1 лист 97), согласно которому достигнуто соглашение о заключении договора на оказание услуг по приему и транспортировке сточных вод от жилищного фонда, обслуживаемого ООО Управляющая компания "Строительные ресурсы". Таким образом, на территории г. Суоярви действует как минимум еще одна управляющая организация, обслуживающая жилищный фонд, с которого принимаются сточные воды.
В свою очередь у Комитета имеется справка, представленная ООО "Орион" при установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, заверенная главой Суоярвского городского поселения, согласно которой численность населения г. Суоярви, проживающего в благоустроенном жилищном фонде, составляет 6420 человек.
Поскольку обоснование прогнозируемого объема услуг водоотведения жилому фонду предприятием не представлено, имеются несоответствия и разночтения, а также отсутствуют сведения для выполнения корректировочного расчета Госкомитет правомерно определил объем услуг водоотведения по данному показателю как разницу между объемом сточных вод, принятых от всех категорий потребителей и переданных на дальнейшую очистку, и объемом водоотведения бюджетных, прочих потребителей и объема сточных вод, образующихся на объектах предприятия.
При таких обстоятельствах Госкомитет правомерно откорректировал прогнозируемый объем услуг водоотведения, указанный в проекте производственной программы ООО "Виссон" на 2011 год, установив его на уровне 640,7 тыс. куб. м.
Представленные ООО "Виссон" в рамках настоящего дела документы, свидетельствующие о фактическом объеме услуг за 2011 год, могли быть оформлены не ранее декабря 2011 года, следовательно, не представлялись в орган регулирования при утверждении тарифа на 2011 год и Госкомитетом не рассматривались.
Кроме того, Госкомитетом были откорректированы показатели в производственной программе и финансовые потребности в разрезе статей расходов, связанных с оказанием услуг водоотведения.
По статье "Средства на выполнение программы по энергосбережению".
В соответствии с частью 3 статьи 7, частью 2 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочен устанавливать требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - программы по энергосбережению) организаций, если тарифы на услуги таких организаций подлежат государственному регулированию данным органом власти.
Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов Постановлением № 14 от 26.03.2010 утвердил требования к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению ответчиком.
Госкомитет установил, что представленная ООО "Виссон" программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не соответствует требованиям, предусмотренным указанными нормативными актами, в частности: срок реализации программы указан один год вместо пяти лет; финансирование расходов на реализацию программы по замене насосного оборудования на канализационных насосных станциях Общество планирует только за счет средств тарифа, в то время как законодательство предусматривает различные источники финансирования: инвестиции, арендная плата и т.д.; не планируется проведение энергетического обследования, которое является обязательным для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; замена изношенного насосного оборудования на новое оборудование с теми же техническими характеристиками не является энергосбережением, так как по истечению установленного срока службы подлежит плановой замене; не указан ожидаемый эффект от реализации планируемых мероприятии; программа не согласована с собственником имущества (ООО "Рикар"). Данные выводы Обществом в ходе рассмотрения дела не опровергнуты.
ООО "Виссон" в качестве документов, подтверждающих суммы расходов, необходимых для реализации программы по энергосбережению, представило коммерческое предложение ООО "Юнитек" по поставке насосного оборудования, тогда как в паспорте программы по энергосбережению, представленном в комплекте материалов для установления тарифа на услуги водоотведения на 2011 год, основным исполнителем программы по энергосбережению является ООО "Тяжэнерго" (на странице 107 материалов представлено коммерческое предложение данной организации по поставке насосных агрегатов, в соответствии с которым ООО "Виссон" учитываются затраты на реализацию программы по энергосбережению).
Госкомитет предусмотрел затраты в размере 200 000 руб. на реализацию мероприятий по энергосбережению в 2011 году за счет средств тарифа. В протоколе заседания Правления Государственного комитета РК по ценам и тарифам от 17.12.2010 г. № 228 Госкомитет обязал предприятие представить откорректированную программу по энергосбережению, а также привести программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2011 год в соответствие с согласованной производственной программой по водоотведению на 2011 год.
По статье "Ремонт и техническое обслуживание".
Планируемые ООО "Виссон" расходы на ремонт и техническое обслуживание в сумме 3012,9 тыс. руб. подтверждены только Планом предприятия по текущему ремонту в табличном виде на двух страницах (страницы 154-155 комплекта документов - том 3 листы 17-19). Указанный План не согласован с собственником имущества, он не содержит способ выполнения ремонтных работ. Не представлены дефектные ведомости, подтверждающие необходимость проведения ремонта, расчетное и документальное обоснование суммы затрат на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту (сметный расчет, счета-фактуры с указанием стоимости оборудования).
ООО "Виссон" в план текущего ремонта включает затраты в размере 1422,2 тыс. руб. на замену насосного оборудования, установленного на канализационных насосных станциях, в количестве 11 единиц, вместе с тем, указанные расходы предусмотрены Обществом на выполнение мероприятий по энергосбережению, то есть дважды включены в состав затрат.
В разделе "Текущий ремонт" Плана (пункт 1.1.8) запланированы затраты в размере 400 тыс. руб. без пояснения о направлениях расходования средств.
Госкомитет предусмотрел затраты на ремонт и техническое обслуживание в размере 413,3 тыс. руб.
По остальным статьям затрат в протоколе заседания Правления указаны суммы, учтенные при расчете тарифа, основания для изменения предложенных Обществом данных. В нарушение статей 65, 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом не приведены мотивированные доводы о необоснованности утвержденного тарифа в разрезе остальных статей. Имеющиеся в материалах дела документы, представленные для утверждения тарифа, не подтверждают экономическую обоснованность включенных Обществом в расходы сумм.
Общество считает, что Госкомитетом неправомерно в расчет тарифа на водоотведение для ООО "Виссон" включены затраты на очистку сточных вод с учетом тарифа, установленного для ЗАО "КФ Суоярви".
По данным Комитета (данный факт Обществом не оспаривается) в г. Суоярви водоотведение осуществляется следующим образом: сточные воды от абонентов поступают в канализационную сеть ООО "Виссон", которое передает их на очистные сооружения ЗАО "КФ Суоярви", после очистки сточные воды сбрасываются в водный объект. Таким образом, ООО "Виссон", принимая сточные воды от потребителей, оказывает услуги водоотведения, а услуги по очистке сточных вод приобретает у ЗАО "КФ Суоярви".
С учетом указанного обстоятельства при расчете финансовых потребностей для оказания ООО "Виссон" услуг водоотведения Госкомитетом учтены затраты на оплату услуг по очистке сточных вод на очистных сооружениях ЗАО "КФ "Суоярви" в сумме 6963 тыс. руб. исходя из предполагаемого объема услуг в размере 640,7 тыс. куб. м и тарифа на услуги по очистке сточных вод, установленного Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 30.09.2010 № 108 для ЗАО "КФ "Суоярви" в размере 9 руб. 21 коп. за 1 куб. м.
Арбитражным судом Республики Карелия в рамках дела № А26-7009/2011 проверялась законность и обоснованность постановления № 108 от 30 сентября 2010 года в части установления для ЗАО "КФ Суоярви" тарифа на очистку сточных вод в размере 9 руб. 21 коп. за 1 м3. Судебными актами по делу данное постановление в части установления тарифа для ЗАО "КФ Суоярви" на период с 1 ноября 2010 года по 31 декабря 2011 года признано законным и обоснованным.
Таким образом, Госкомитет в полном объеме включил расходы ООО "Виссон" на оплату услуг по очистке сточных вод в тариф Общества, по которому предъявляется плата конечным потребителям в г. Суоярви. Денежные средства за услуги по очистке сточных вод (9 руб. 21 коп. в тарифе ООО "Виссон") взимаются Обществом с конечных потребителей и подлежат перечислению в пользу ЗАО "КФ Суоярви". С учетом изложенного включение в тариф ООО "Виссон" тарифа на очистку сточных вод ЗАО "КФ Суоярви" не нарушает права и законные интересы Общества.
Итоги проверки соответствия рассчитанного тарифа на водоотведение финансовым потребностям для реализации производственной программы ООО "Виссон" обоснованы в материалах экспертной группы для расчета тарифа на услуги водоотведения, которые направлены Обществу 14.12.2010. Одновременно с материалами организации коммунального комплекса был направлен проект решения по утверждению тарифа на водоотведение.
Согласно пункту 1 протокола заседания Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 17.12.2010 № 228 материалы для расчета тарифа на услуги водоотведения экспертной группы от 14.12.2010 приняты за основу расчета тарифа на услуги водоотведения ООО "Виссон".
Госкомитет Постановлением от 17.12.2010 № 270 установил ООО "Виссон" экономически обоснованный тариф на услуги водоотведения в размере 23 руб. 48 коп. за 1 куб. м. Совокупный рост платы граждан за коммунальные услуги по Суоярвскому городскому поселению в 2011 году составил 4,4 % и не превысил установленный Госкомитетом уровень в размере 15 %.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания нормативного правового акта (или отдельных его положений) необходимы два условия: чтобы оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушали права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагали на них какие-либо обязанности или создавали иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 АПК РФ). Вместе с тем, данные положения не означают, что Общество не обязано представлять доказательства в обоснование своих возражений на доводы регулирующего органа и представленные им доказательства.
Заявителем не представлены доказательства того, что на регулирование были представлены все необходимые для установления тарифа документы и расчеты, соответствующие нормативным требованиям, отсутствуют доказательства наличия разногласий при установлении тарифа и их урегулирования в порядке пункта 19 Правил. Довод Общества о том, что ему не была предоставлена возможность представить свои пояснения на заседании Правления, не подтвержден документально. Заявитель не был лишен права представить дополнительные документы, подтверждающие заявленные расходы, доказательства того, что у его представителей не были приняты какие-либо документы, в деле отсутствуют. Как пояснили представители Общества в судебном заседании, ходатайство об отложении рассмотрения вопроса об утверждении тарифа ими не заявлялось.
ООО "Виссон" не представило в материалы дела надлежащих доказательств того, что в результате уменьшения предложенного тарифа на водоотведение, включения в него тарифа на очистку сточных вод для ЗАО "КФ Суоярви", оно понесло убытки. Не представлены документы, расчеты и анализ финансового результата, обосновывающие экономический ущерб Общества в результате принятия Комитетом оспариваемого постановления. Отсутствуют документы, подтверждающие нарушение оспариваемым постановлением прав ООО "Виссон". Постановление не противоречит требованиям действующего законодательства в области установления и регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Доказательства того, что оспариваемым постановлением был установлен экономически необоснованный тариф, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленного ООО "Виссон" требования надлежит отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя. Заявителю при обращении в суд была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина за рассмотрение дела в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 17.12.2010 № 270 "О тарифе на услуги водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Виссон" соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановлению Правительства Российской Федерации № 520 от 14.07.2008 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". В удовлетворении заявленного требования отказать.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Виссон" (ОГРН 1091038000415, ИНН 1016042752) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
3. Решение вступает в законную силу немедленно.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Председательствующий
АЛЕКСАНДРОВИЧ Е.О.

Судья
ГАРИСТ С.Н.

Судья
ЦЫБА И.С.


------------------------------------------------------------------