Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 21.05.2013 N 33-1499/2013 <Об оставлении без изменения решения Петрозаводского городского суда РК от 15.03.2013, которым был признан недействующим пункт 2 решения Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 N 26/47-931 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 N 26/43-868 "Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО "Петрозаводские коммунальные системы">
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. № 33-1499/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Глушенко Н.О.
судей Злобина А.В., Стыцюн С.А.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 марта 2013 года по объединенным требованиям Масловой Н.В. и прокурора г. Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащему применению решения Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 в части установления надбавок к тарифам ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" на услуги водоснабжения и водоотведения.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что была проведена проверка по вопросам установления тарифов на коммунальные услуги на территории Петрозаводского городского округа. Постановлением Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Карелия от 22.11.2012 № 218 установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" на 2013 год. Решением Петрозаводского городского Совета от 26.04.2012 № 27/10-162 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 № 26/47-931 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 "Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" с 01.01.2013 по 31.12.2013 установлены надбавки к тарифам в следующих размерах: на услуги водоснабжения в размере 1,43 руб. за 1 куб. м без НДС, для населения и (или) исполнителей коммунальных услуг в размере 1,69 руб. за 1 куб. м с НДС; на услуги водоотведения в размере 0,53 руб. за 1 куб. м без НДС, для населения и (или) исполнителей коммунальных услуг - в размере 0,63 руб. за 1 куб. м с учетом НДС. Пункт 2 решения в части установления надбавок на услуги водоснабжения и водоотведения с 01.01.2013 по 31.12.2013 противоречит федеральному законодательству и не подлежит применению. Исходя из требований Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса" целью установления надбавок на товары и услуги организации коммунального комплекса является финансирование инвестиционной программы организации коммунального комплекса. Наличие инвестиционной программы организации коммунального комплекса является необходимым условием установления на товары и услуги организации коммунального комплекса. Решением Петрозаводского городского Совета от 26.04.2012 № 27/10-162 установлены надбавки к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в отсутствие инвестиционной программы ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" на указанный период. Таким образом, нарушен порядок принятия нормативного правового акта, поскольку надбавки установлены в отсутствие необходимого условия - наличия утвержденной уполномоченным органом - Петрозаводским городским Советом инвестиционной программы ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" на указанный период. Наличие пункта 2 в части установления надбавок на услуги водоснабжения и водоотведения населения и (или) исполнителей коммунальных услуг в 2013 году решения Петрозаводского городского Совета от 26.04.2012 № 27/10-162 нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку позволяет ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" продолжить применение установленных на 2013 год надбавок к тарифам на указанные услуги. Прокурор г. Петрозаводска просил суд признать противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению с 01.01.2013 пункт 2 решения Петрозаводского городского Совета от 26.04.2012 № 27/10-162 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 № 26/47-931 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 "Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" в части установления надбавок к тарифам ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" с 01.01.2013 по 31.12.2013 на услуги водоснабжения и водоотведения.
С аналогичным заявлением обратилась в суд Маслова Н.В. Просила признать противоречащим федеральному законодательству пункт 2 решения Петрозаводского городского Совета от 26.04.2012 № 27/10-162 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 № 26/47-931 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 "Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" в части установления надбавок к тарифам ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" с 01.01.2013 по 31.12.2013 на услуги водоснабжения в размере 1,43 руб. за 1 куб. м без НДС, для населения и (или) исполнителей коммунальных услуг - в размере 1,69 руб. за 1 куб. м с НДС; на услуги водоотведения в размере 0,53 руб. за 1 куб. м без НДС, для населения и (или) исполнителей коммунальных услуг - в размере 0,63 руб. за 1 куб. м с учетом НДС.
Определением суда от <...> заявленные прокурором г. Петрозаводска и Масловой Н.В. требования объединены в одно производство.
В последующем заявителями были уточнены требования, просили суд признать противоречащим федеральному законодательству с 01.01.2013 пункт 2 решения Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 № 26/47-931 в редакции решения Петрозаводского городского Совета от 26.04.2012 № 27/10-162 в части установления надбавок к тарифам ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" с 01.01.2013 по 31.12.2013 на услуги водоснабжения и водоотведения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет Республики Карелия по ЖКХ и энергетике.
Решением суда заявления удовлетворены. Суд признал противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению с 01.01.2013 пункт 2 решения Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 № 26/47-931 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 "Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" в редакции решения Петрозаводского городского Совета от 26.04.2012 № 27/10-162 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 № 26/47-931 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 "Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" в части установления надбавок к тарифам ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" с 01.01.2013 по 31.12.2013 на услуги водоснабжения в размере 1,43 руб. за 1 куб. м без НДС, для населения и (или) исполнителей коммунальных услуг - в размере 1,69 руб. за 1 куб. м с НДС; на услуги водоотведения в размере 0,53 руб. за 1 куб. м без НДС, для населения и (или) исполнителей коммунальных услуг - в размере 0,63 руб. за 1 куб. м с учетом НДС.
С данным решением не согласно заинтересованное лицо - ОАО "Петрозаводские коммунальные системы". В апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявлений. Жалоба мотивирована следующими доводами. Гражданским процессуальным законодательством РФ не предусмотрена возможность предъявления требования о признании противоречащим федеральному законодательству нормативного акта в редакции другого нормативного акта. К заявлению об оспаривании конкретного нормативно-правового акта должен быть приложен текст оспариваемого акта или его части. В том виде, как заявлено рассмотренное требование (нормативный акт в редакции другого нормативного акта), нормативный акт не опубликован. П. 6 ст. 13 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливает лишь требование о том, что период действия надбавки к ценам (тарифам) для потребителей в размере, необходимом для финансового обеспечения утвержденной инвестиционной программы организации коммунального комплекса, устанавливается на срок реализации данной инвестиционной программы (ее этапа). В материалы дела представлено доказательство соответствия срока реализации инвестиционной программы и периода действия инвестиционной надбавки на период с 01.01.2013 по 31.12.2013, а именно приказ № 12 Госкомитета РК по ЖКХ и энергетике от 06.03.2013 "О внесении изменений в Среднесрочную инвестиционную программу (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа". Данный приказ определил срок реализации инвестиционной программы 2010-2013 годы. Не согласны с выводом суда о том, что указанный документ не подтверждает соответствие срока реализации инвестиционной программы и периода действия инвестиционной надбавки, так как действующее законодательство не предусматривает возможности изменения муниципальных нормативных правовых актов нормативным правовым актом органа государственной (исполнительной) власти субъекта РФ. Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрена возможность ежегодной корректировки инвестиционных программ с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций без ограничения полномочий соответствующих органов применительно к переходу полномочий по утверждению (корректировке) инвестиционных программ от органов местного самоуправления к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Ранее действовавшее законодательство также предусматривало возможность пересмотра инвестиционной программы организации коммунального комплекса и (или) сроков ее реализации. С 01.01.2013 в силу ч. 5 ст. 40 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" № 416-ФЗ инвестиционная программа в сфере водоснабжения и водоотведения утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения, городского округа в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. Правительством Российской Федерации до настоящего времени порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ не принят. Ввиду отсутствия конкретных требований к изложению решений о корректировке инвестиционных программ, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации могло быть принято решение о корректировке в любой форме, в том числе и путем издания приказа. Таким образом, ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" право реализовало, обратившись за корректировкой инвестиционной программы в части срока ее реализации в орган, обладающий таким полномочием с 01.01.2013 - Госкомитет РК по ЖКХ и энергетике. Указанный орган в пределах своих полномочий произвел корректировку инвестиционной программы. Под соблюдением порядка принятия нормативного акта подразумевается соблюдение именно процедуры его принятия, что применительно к решениям Петрозаводского городского Совета представляет собой соблюдение ст. ст. 20, 21 Устава Петрозаводского городского округа, ст. 18 Регламента Петрозаводского городского Совета. Указанные нормы при принятии оспариваемого акта были соблюдены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" З. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Крылов Д.И. с жалобой не согласен, просил оставить решение суда без изменения.
Заявитель Маслова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена о дне слушания дела.
Представитель заинтересованного лица администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела.
Представитель заинтересованного лица Петрозаводского городского Совета в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела.
Представитель заинтересованного лица Госкомитета РК по ЖКХ и энергетике Сивула М.В. доводы жалобы поддержала, пояснила, что приказом № 12 от 06.03.2013 были внесены изменения в срок действия инвестиционной программы.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит действующему законодательству, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Постановлением Государственного комитета по ценам и тарифам РК от 22.11.2012 № 218 установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" на 2013 год.
Решением Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 № 26/47-931 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 "Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010 - 2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО "ПКС" в редакции решения Петрозаводского городского Совета от 26.04.2012 № 27/10-162 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 № 26/47-931 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 "Об утверждении Среднесрочной инвестиционной программы (2010 - 2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" с 01.01.2013 по 31.12.2013 установлены надбавки к тарифам в следующих размерах: - на услуги водоснабжения в размере 1,43 руб. за 1 куб. м без НДС, для населения и (или) исполнителей коммунальных услуг в размере 1,69 руб. за 1 куб. м с НДС; - на услуги водоотведения в размере 0,53 руб. за 1 куб. м без НДС, для населения и (или) исполнителей коммунальных услуг - в размере 0,63 руб. за 1 куб. м с учетом НДС.
Решение от 26.04.2012 № 27/10-162 опубликовано в Информационном бюллетене № 51 за 14.05.2012.
Проанализировав положения Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса" в редакции, действующей на момент вынесения решения, суд первой инстанции правильно указал, что целью установления надбавок на товары и услуги организации коммунального комплекса является финансирование инвестиционной программы организации коммунального комплекса. Следовательно, наличие инвестиционной программы организации коммунального комплекса является необходимым условием установления на товары и услуги организации коммунального комплекса надбавок.
Пунктом 1 решения Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 № 26/43-868 (в ред. от 29.11.2010 и от 26.04.2012) утверждена Среднесрочная инвестиционная программа (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа. Срок действия инвестиционной программы установлен до 31.12.2012.
Таким образом, данным оспариваемым решением в редакции от 26.04.2012 № 27/10-162 установлены надбавки к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО "ПКС" на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в отсутствие инвестиционной программы ОАО "ПКС" на указанный период, что нельзя признать законным.
На основании вышеизложенного, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором г. Петрозаводска и Масловой Н.В. требования.
Довод апелляционной жалобы о том, приказом № 12 Государственного комитета Республики Карелия по ЖКХ и энергетике от 06.03.2013 внесены изменения в инвестиционную программу и период ее действия продлен на 2013 год, не свидетельствует о законности оспариваемого решения. Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 марта 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: